30 мая 1220 года, Переяславль-Залесский — 14 ноября 1263 г. Городец, Великий князь Владимирский и Киевский, князь Новгородский. Выдающийся русский полководец и государственный деятель.
Князь Александр Ярославич, прозванный «Невским» среди тех, кто защищал Русскую землю от врагов в XIII столетии, по праву стяжал наибольшую славу у современников и потомков.
Его победы в Невской битве и в битве на Чудском озере принесли ему бессмертную славу, которая превзошла прижизненную известность князя. Образ святого князя. Александра Невского, защитника православной веры, рос от столетия к столетию.
Реальный политик XIII века и святой благоверный князь Александр Невский
Александр Невский — весьма разноплановый персонаж русской истории.
Это и реальный политик XIII века — князь Александр Ярославич, представитель Владимиро-Суздальской ветви Рюриковичей. Это — и эпический Александр Невский, который в XIV-XVIII вв. постепенно превращался в символ российской национальной и государственной идентичности.

Достаточно вспомнить прекрасный фильм С. Эзенштейна «Александр Невский».
Поэтому, когда речь заходит о князе Александре очень важно обозначить, о каком Александре пойдет речь.
В нашей работе будем говорить об «изначальном Александре», реальном политике и талантливом полководце XIII в., которому выпала доля жить в сложное и трагическое для русской истории время.
Русский Мир и русское пространство в IX — начале XIII вв.
Первое, что бросается в глаза при взгляде на Русь XII-XIII вв. — это дробность русского мира. В политическом плане он представлял почти полтора десятка независимых государств.
В социокультурном плане они были объединены, как минимум, в четыре альтернативные модели развития:
1. Южно-русскую и близкую к ней Западно-русскую Русь (Киевское, Переяславское, Черниговское, Полоцкое, Смоленское и др. княжества)
2. Юго-западную Русь ( Галицко-Волынские земли).
3. Северо-восточную Русь (Владимиро-Суздальское и Рязанское княжества);
4. Северо-западную Русь (Новгородская республика, а с XIV в. и Псковская республика).
И хотя все эти модели выросли из Киевской Руси IX — середины XI вв., к 30-м гг. XIII столетия они далеко отошли, как от единого древнерусского корня, так и от Киевской Руси.
Владимирско — суздальские земли
Политическая раздробленность на Руси в XII — начале XIII вв., как и феодальная раздробленность на Западе Европы начального периода, была позитивным явлением. Она способствовала социально-экономическому, политическому и культурному развитию Руси. Начался процесс выравнивания развитых волостей времен Киевской Руси и бывших ее «медвежьих углов».
Причем, некоторые из них, в частности, Владимиро-Суздальская земля и Галиция с Волынью, во многом обошли прежних лидеров. Контроль над ресурсами и мощный военный потенциал, включавший кроме больших княжеских дружин еще и многочисленное крестьянское ополчение, позволял владимиро-суздальским князьям вести активную политику, как внутри русского мира, так и за его пределами.
Детство и отрочество князя Александра Ярославича.
Точная дата рождения Александра неизвестна. Далеко не все летописцы сочли достойным внимания такой мелкий факт, как появление на свет второго сына в семье удельного Переяславль-Залесского князя Ярослава Всеволодовича.
Однако русский историк XVIII столетия В. Н. Татищев, пользовавшийся не сохранившимися до наших дней летописями, сообщает, что будущий герой увидел свет в субботу, 30 мая 1220 г.
По обычаю того времени младенец был наречен в честь святого, память которого по церковному календарю-месяцеслову праздновалась в один из дней, близких к дню рождения. Его «небесным покровителем» стал святой мученик Александр, подвиги которого церковь вспоминала 9 июня.
Столь же символичным оказалось и само значение имени: «Александр» по-гречески означает «защитник людей.
Отцом Александра был деятельный и властный князь Ярослав Всеволодович. В момент рождения второго сына ему было 30 лет. Матерью нашего героя была вторая жена Ярослава Ростислава, дочь князя Мстислава Мстиславича Удалого.
Известно, что родство по линии матери очень чтилось в Древней Руси. Дед Александра Невского Мстислав Удалой оставил яркий след в военной истории своего времени. Образ этого смелого и благородного человека служил юному Александру примером для подражания.
Глобальные перемены на Востоке
Тем временем на Востоке в конце XII — начале XIII вв. начались гигантские перемены. Вновь, как во времена Великого переселения народов, погубившего Античный мир, поднялась Великая степь.
Чингисхан сумел соединить в своей военной империи примитивный быт и простоту общественных отношений степняков, их нехитрый боевой строй с высочайшими достижениями военного искусства Китая и других развитых восточных стран, использовал их экономические, административные достижения.
В итоге, вместо того, чтобы ослабевать и терять людей по ходу обширных завоеваний, империя Чингисхана постоянно получала новых бойцов. Они перековывались в горниле завоевательных походов в истинных подданных «сотрясателя вселенной».
По сути, в экспансии Чингисхана, а потом и его потомков, мы имеем дело со средневековой попыткой глобализации — в ее азиатско-кочевом понимании.
Если первое поражение от монголов в битве на Калке (1223) еще можно трактовать как следствие несогласованных военных действий и военно-политических ошибок князей Южной и Юго-Западной Руси, то опыт Батыева нашествия на Русь (1237-1241) и антиордынских выступлений (1252, 1262, 1293) наводит исследователей на мысль о том, что русский мир в одиночку чисто физически не имел возможностей успешно отразить монголо-татарскую агрессию.

Западноевропейская экспансия в Прибалтике и русские земли
Глобальная экспансия Азии в Европу пришлась на то время, когда в самом европейском мире шел процесс расширения. Он выражался в реконкисте в Испании, в крестовых походах на Ближний Восток и на язычников Прибалтики.
В конце XII — начале XIII вв. в Прибалтике появился еще один «новый игрок» — крестоносцы. Они были представлены в землях пруссов Тевтонским Орденом, а в землях ливов, земгалов и эстов Орденом меченосцев, ставшим впоследствии (с 1237 г.) филиалом тевтонов и известном далее, как Ливонский Орден.
Особые интересы имела в Прибалтике еще и Папская курия. Она пыталась придать разнородной западной экспансии объединяющее начало — религиозно-миссионерский смысл – и, одновременно, выступала посредником в спорах Рижского архиепископа с крестоносцами, крестоносцев с датским королем и т.д.
И все эти западные претенденты на владычество в Прибалтике противостояли русскому присутствию.
В столкновениях с крестоносцами остро стоял еще и религиозный вопрос. Обе стороны воспринимали друг друга, как «схизматиков» и «еретиков», что, безусловно, ожесточало конфликт.
Господин Великий Новгород в начале XIII века
Новгород никогда не обладал большими собственными военными ресурсами. Долгое время они ему и не были нужны. Новгородская колонизация на северо-восток и северо-запад до конца XII века не встречала серьезных препятствий.
После постройки Юрьева новгородцы без особого участия князей сами осваивали интересующие их просторы: взимали дань, занимались промыслами и торговлей, основывали городки и вотчины. Для защиты владений хватало новгородского ополчения и тех небольших дружин, которые имели приглашенные в Новгород князья. В 1237 году им стал юный Александр Ярославович.
Князь в Новгороде был скорее верховным полководцем и посредником Новгорода в его связях с другими Низовыми, как говорили новгородцы, землями. Своевольные новгородцы своих князей особо не жаловали. В любой момент недовольное Вече могло сказать ему: «Путь чист княже» — и выпроводить его вместе с дружиной восвояси.
Фактически главой Новгорода был выбираемый на вече посадник. На эту должность всегда выбирали бояр, они же играли ведущую роль в социально-экономических и политических начинаниях Новгорода.
Невская битва
9 декабря 1237 года папа повелел упсальскому архиепископу возвестить крестовый поход против русских «схизматиков» и язычников-финнов. Именем Всевышнего Григорий IX обещал прощение грехов всем его участникам, а падшим в бою – вечное блаженство.
Исполняя призыв римского первосвященника, в 1240 году шведский король отправил в русские земли многочисленное войско под командованием своего зятя – ярла Биргера.
«Загордевся», Биргер послал сказать новгородскому князю Александру: «Выходи против меня, если можешь сопротивляться. Я уже здесь и пленяю землю твою». При войске состояли священники, предназначенные для «крещения» русских «дикарей». Летом шведские отряды на ладьях вошли в Неву, к устью Ижоры, и стали станом.
Князь Александр вышел навстречу с малой дружиной, но с твердой надеждой на Бога.
Шведы не ожидали близкого отпора, и победа русских была полной и решительной. Лишь наступившая ночь спасла пришельцев от полного разгрома – нагрузивши телами павших ладьи, враги под покровом тьмы ушли вниз по Неве в море.
Борьба с Ливонским орденом меченосцев
Однако охотники расширить свои владения за счет русских земель не переводились. Папы всеми силами старались ускорить завоевание Прибалтийского края. В промежуток между 1216 и 1240 годами можно насчитать до сорока папских посланий, выражающих большую «заботливость» о тех, кто шел воевать в «святой земле, вновь приобретенной в Ливонии».
Исполнителями этих предписаний стали монахи-воины, давшие обет распространять оружием католичество. Они образовали Ливонский орден, продолживший попытки завоевать русские земли.
В 1240 году немцы изменой взяли Псков, но князь Александр освободил город внезапным походом, даже без особого труда. Немецкие наместники были закованы в цепи и отправлены в Новгород.
Весть об освобождении Пскова поразила ливонских немцев, понимавших, что борьба приближается к решительному моменту. В поход выступили главные силы ордена. Их-то и разбил князь-ратоборец в знаменитой битве, состоявшейся 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера и получившей название Ледового побоища.
Немцы хоть и оставили мысль вслед за Ливонией поработить северные русские земли, но не раз вступали с псковскими отрядами в кровавые столкновения.
Попытки обольщения князя Александра Невского
Потеряв надежду взять Россию силою, папы не оставили попыток обольстить ее хитростью и ложью. В 1251 году Иннокентий IV прислал к Александру Невскому двух кардиналов – Гальда и Гемонта.
Папа уверял, будто отец Александра, великий князь Ярослав, незадолго до кончины обещал минориту Плано Карпини принять католичество, и лишь смерть помешала ему выполнить это намерение.
Папа убеждал Невского пойти по стопам отца, представлял выгоды, которые получит князь от союза с Западом и подчинения папе, предлагал в помощь против татар тех самых рыцарей, от которых святой Александр лишь недавно очищал русские земли.
Что мог ответить на это благоверный князь, ревнитель и защитник русского Православия? Посольство было безоговорочно отвергнуто.
Злее зла честь татарская.
В 1243 году Батый назначил в русские города своих надзирателей – баскаков, а князьям приказал явиться к нему для подтверждения их прав на владение своими княжествами.
Первым подвергся этому унижению великий князь Ярослав Всеволодович, отец св. Александра Невского. С выражением покорности он должен был отправиться в Орду, а одного из своих сыновей – Константина – отправил даже в далекий Каракорум, в ставку Великого хана.
В 1247 году, после смерти отца, впервые пришлось ехать на поклон к Батыю и святому Александру. Тогда, по смерти Ярослава, великокняжеский престол остался незанятым, и от воли хана зависело – дать его тому или иному князю. Батый принял святого Александра ласково, но назад в Россию не пустил, отправив в Большую Орду к Великому хану.
Там князь нашел прием не хуже, чем у Батыя: Великий хан утвердил его на престоле Владимирском, поручив всю Южную Русь и Киев.
Так был заложен фундамент будущего Московского государства: возрастание Русского Православного царства совершилось на почве, уготованной мудрой политикой князя.
Татарская политика «баскачества» — сбора дани
Но недолго пришлось наслаждаться покоем. В 1255 году умер Батый, и в Орде произошел государственный переворот: побратим Александра Невского Сартак был умерщвлен своим дядей – Берке, который и стал ханом.
В Русскую землю были посланы татарские чиновники для переписи народа и сбора дани. Александр поспешил в Орду, но не успел умилостивить хана – в рязанских, муромских, суздальских землях появились татарские численники, ставили своих десятников, сотников, тысячников, темников, переписывали жителей для обложения их поголовной данью – не включали в списки лишь духовных лиц.
Чуждое, иноземное управление вводилось таким образом внутри Руси, грозя разрушить остатки самостоятельности страны.
В 1257 году неутомимый князь вновь едет в Орду. Ханский наместник Улагчи, ведавший русскими делами, потребовал, чтобы и Новгород подвергся унизительной процедуре переписи.
С горестью должен был взять на себя князь дело тяжелое и неприятное – склонить к рабству новгородцев, не знавших доселе поражений от татар и не считавших себя покоренным народом.
Князь едва успел усмирить горожан – баскаки сочли жителей, распределили налоги и уехали, так как Александру удалось выговорить для новгородцев право доставлять определенное количество серебра в Орду самим или через великих князей, не имея дела с татарскими сборщиками
Последний подвиг святого благоверного князя
В русских землях росло недовольство притеснениями. Положение стало нестерпимым, когда монгольскую дань взяли на откуп хивинские купцы-мусульмане, получившие название бесерменов.
Сам способ сбора дани был очень отяготительным – в случае недоимок насчитывались грабительские проценты, при невозможности заплатить брали в рабство чуть ли не целыми семьями.
Но не это переполнило чашу народного терпения. Когда к тяготам хозяйственным прибавились глумления над верой – расплата стала неминучей.
В 1262 году во Владимире, Суздале, Переяславле, Ростове, Ярославле и других городах ударили в набат. По старому обычаю собрали народное вече, на котором решено было ненавистных откупщиков истребить. Бунт, естественно, вызвал ханский гнев. В Орде собирались полки для наказания непокорных, когда святой Александр, в который уже раз «избавы ради христианския» приехал в Сарай.
Ему снова удалось уладить дело благополучно – хан Берке оказался даже более милостив, чем можно было ожидать: он не только простил русским избиение бесерменов, но и освободил Русь от обязанности поставлять воинов для своего ближайшего похода. Достигнуть этого оказалось не просто, и князю пришлось провести в Орде всю зиму и лето.

На Русь Александр Невский возвращался в самое неблагоприятное для путешествий время — поздней осенью, когда грунтовые дороги тонули в непролазной грязи, а по рекам вот-вот готов был двинуться лед. Князь спешил домой и потому не жалел выбившихся из сил лошадей и людей. Наконец в начале ноября 1263 г. маленький отряд достиг Нижнего Новгорода.
Смерть и принятие великой схимы
Осенью 1263 года в небольшой Крепости Городец он заболел и умер, приняв перед смертью монашеский постриг с именем Алексий.

Весть о кончине святого Александра достигла Владимира в то самое время, когда народ молился в соборном храме о его благополучном возвращении на родину. Блаженный митрополит Кирилл, выйдя к народу, со слезами воскликнул: «Чада мои милые! Закатилось солнце земли Русской!»
Останки любимого князя первосвященник с духовенством, бояре и народ встретили у Боголюбова: по словам летописца, земля стонала от вопля и рыданий.
23 ноября тело великого труженика и радетеля Православной России было погребено во Владимирской соборной церкви Рождественского монастыря.
Разумеется, пострижение умирающего — да еще в высшую монашескую степень! — противоречило самой идее иночества. Однако для Александра было сделано исключение. Позднее, следуя, его примеру, многие русские князья перед кончиной принимали схиму.
В заключение
Князю Александру суждено было обрести вторую, посмертную жизнь. Его имя стало символом боевой доблести. Окружавший князя ореол святости, созданный митрополитом Кириллом, позволял ждать от Невского и небесного заступничества.
Там, где люди истово просили чуда, — оно непременно случалось. Князь-святой вставал из гробницы и ободрял соотечественников накануне Куликовской битвы и во время страшного набега крымских татар в 1571 году.
Почитание его как святого заступника Руси установилось сразу вслед за кончиной. В 1547 г. он был включен в число святых, память которых отмечалась во всех без исключения храмах русской церкви.
Почти утратив реальные черты, Александр превратился в своего рода историко-патриотическую икону.
Человек он был, конечно, не безгрешным, но при этом и отнюдь не худшим сыном своего жестокого века.

Советском Союзе и Российской Федерации
Завершая рассказ о нем, нам хотелось бы предложить читателю три положения, в истинности которых едва ли можно усомниться:
— это был полководец, успехи которого стали результатом соединения богатого военного опыта, накопленного его предками, с выдающимися личными бойцовскими качествами;
— это был далекий от сентиментальности политический деятель средневекового типа;
— это был правитель, в тяжелейшее время обеспечивший своей стране десять лет мирной жизни.
Литература
Житие Александра Невского. Подг. текста, перевод и комм. В. И. Охотниковой. Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981
Бегунов Ю.К. Александр Невский. М.: Яуза-Эксмо, 2009
Карпов А.Ю. Великий князь Александр Невский. М., 2010
Князь Александр Невский и его эпоха: Исследования и материалы. Под ред. Ю.К. Бегунова и А.Н. Кирпичникова. СПб., 1995
Кучкин В.А. Александр Невский — Государственный деятель и полководец средневековой Руси. Отечественная история. Институт российской истории РАН. М., 1996
Ледовое побоище 1242 г. Труды комплексной экспедиции по уточнению места Ледового побоища. Отв. ред. Г.Н. Караев. М.-Л., 1966