Российский опыт сохранения этнокультурного многообразия, межнационального и межрелигиозного согласия – это не изолированное существование народов и общин, а залог активного и успешного взаимодействия России и Исламского мира по многим направлениям.
Последние годы, на фоне сложного процесса взаимодействия в современном мире, сопровождаемого резкими поворотами в мировой политике и экономике, отмечены поступательным развитием отношений между Россией и многими государствами в политической, экономической и иных областях, в частности энергетической. Россия поддерживает партнерские отношения со многими странами Востока, причём не на словах, а на деле, например, в рамках ОПЕК+, Форума стран-экспортёров газа. В основе такого партнёрства лежит общее стремление не просто участвовать в работе по глобальной повестке, но и вносить реальный вклад в её формирование. Наши международные контакты показывают, что потребность в активной роли России в контексте глобальной энергетической безопасности у наших партнёров как на Ближнем и Среднем Востоке, так и в Африке, в том числе Египте, Камеруне, ДРК, Алжире, Судане, Нигерии и других, растёт.
Нас объединяет приверженность принципу справедливости в международных делах, стремление к обеспечению «лучшего и более устойчивого будущего для всех» (в рамках Целей устойчивого развития ООН, также известным как Sustainable Development Goals), которое пронизано ответственностью за наше будущее, благополучие каждого человека и счастья людей.
Важно, что для России и мусульманских стран принцип «справедливости» был, есть и останется исключительной величиной. Это обусловлено религиозными канонами православия и ислама, уделяющим «справедливости» одно из ключевых мест в жизни общества, народов, стран, их внешней деятельности. Понятие справедливости, как и принцип равенства всех людей перед богом, использующееся не только в физическом, этическом, моральном плане, но и в политическом, социальном и экономическом, имеет особое значение; является одним из элементов глобального отражения энергетического перехода без негативных экологических последствий. При этом сочетание слов «климатическая справедливость» служит ключевым аналитическим инструментом исследования нормативной основы климатической политики.
Представляется, что именно этот подход во многом обуславливает поддержку исламскими странами принципов так называемой климатической справедливости — climate justice — включая известный принцип CBDR-Общей, но Дифференцированной Ответственности (Common but Differentiated Responsibility), обозначающий первичную ответственность коллективного Запада за эмиссию парниковых газов. Этот принцип, широко внедрённый в сегодняшнюю правовую архитектуру ООН в области борьбы с изменением климата, признаёт суверенное право каждой страны самостоятельно выбирать направления и планы действий, формулировать концепцию, выстраивая свою климатическую политику и стратегию.
Именно этим объясняется поддержка исламскими странами принципов т.н. климатической справедливости, включая известный принцип CBDR -Общей, но Дифференцированной Ответственности (Common but Differentiated Responsibility), обозначающий первичную ответственность Запада за эмиссию парниковых газов. Этот принцип, широко внедренный в правовые конструкции ООН в области климата, постулирует суверенное право каждой страны самостоятельно выбирать направления и меры своей климатической политики.
Справедливый подход к климатической ответственности не устраивает западные страны, пытающиеся переложить свою вину прежде всего на исламский мир. При этом объектом атак становятся прежде всего страны, производящие и экспортирующие энергоносители и энергоемкую продукцию.
Эти страны обвиняются западной прессой в климатической безответственности, против них проводят кампании т.н. «зеленые» НПО. Проекты добычи органического топлива, его переработки и генерации на его основе включаются в «черные списки» финансовых институтов, лишаясь выгодных условий финансирования.
Создавая негативный имидж нефтяных и газовых проектов, Запад одновременно и обеспечивает своим банкам дополнительную прибыль, которую те получают за счет ухудшения условий получения кредитов для проектов upstream, переработки и генерации.
Еще один пример лицемерия Запада – инициатива ЕС по трансграничному углеродному налогу, которым Евросоюз намерен обложить исламских производителей энергоемких товаров. Эта мера только для одной Турции может вылиться в потерю 1 миллиарда долларов в год.
При этом Евросоюз, обкладывая налогом выбросы, заложенные в импортируемые им товары, молчит о том, что именно он эти товары приобретает, а, следовательно, он и должен отвечать за выбросы. Вместо этого Брюссель валит вину с больной головы на здоровую, прикрываясь красивыми словами о спасении планеты.
А в то же время, этих выбросов Евросоюз мог бы избежать, если бы просто перестал покупать энергоемкие товары. Но тогда европейцам придется меньше потреблять, на что ЕС никогда не пойдет. Евросоюзу проще обвинять в своих грехах других, заставляя исламские страны платить за свое сверх потребление.
При этом забывается, что у европейцев, потребляющих энергоемкие товары, уровень жизни намного выше, чем у жителей стран, их производящих. И введение Евросоюзом такого нелегитимного налога является грубейшим нарушением чтимого мусульманами принципа справедливости.
Между тем, призывая исламский мир к жертвам под лозунгом борьбы с изменениями климата, Запад, как показывает жизнь, на такие жертвы сам не идет. Так, при всей климатической риторике Байдена, потребление каменного угля в США превысило уровень, существовавший во времена «климат-скептика» Трампа. Обещания Байдена свернуть «грязный» нефтегазовый сектор выполняются с точностью до наоборот. Евросоюз, обещавший в рамках «Зеленого курса» упор на возобновляемые источники, отходит от заложенных еще в 2020 году принципов «Зеленой таксономии», вводя туда до сих пор табуированные виды генерации, такие как атомную и газовую. Наконец, недавно озвученная линия ЕС на отказ от российского трубопроводного газа и переход на американский СПГ, отличающийся намного большим углеродным следом, окончательно проясняет реальную цену климатических лозунгов Запада и его претензий на глобальное климатическое лидерство.
Еще одним примером климатического лицемерия Запада стали американские требования к арабским странам увеличить добычу нефти, чтобы добиться снижения мировых цен на нее. Эти требования, де-факто означающие призывы к росту выбросов парниковых газов, не только иллюстрируют реальное отношение Запада к столь чтимой им на словах климатической повестке. Здесь видна и полная деградация американской политической мысли, неспособной не только учитывать исламские ценности, но даже попытаться их понять. Неужели США действительно считают, что арабские страны неспособны распознать, что тем самым им предлагается пилить сук, на котором они сидят, снижая мировые цены и лишая себя своих законных доходов?
И дело не только в этом: Саудовской Аравии предлагалось тем самым нарушить сделку ОПЕК+, совершив с точки зрения исламской этики бесчестный поступок, покрыв себя позором в лице мусульман. Несогласие руководства Саудовской Аравии на это пойти вызвало непонимание в Вашингтоне и Брюсселе, что неудивительно: для них честь и достоинство давно уже стали пустым звуком, а обман единоверцев — самым удобным способом ведения бизнеса и политики.
Впрочем, Запад давно отказывает исламским странам в праве на справедливость и равное партнерство. Как сказал бывший премьер-министр Катара принц Хамад бен Джасим Аль Тани: «Мы знаем из нашего опыта, что Запад забывает наши страны и не имеет с нами дела ни на основе взаимных интересов, ни на основе общих интересов, и не вспоминает о нас, кроме как в случае крайней необходимости, как будто наши страны — это сокровищница, которую они открывают в трудные времена. Отсюда они должны знать, что у нас тоже есть интересы, которые не должны быть затронуты».
Такое пренебрежительное отношение Запада уже начало получать отпор; в последнее время США и ЕС уже столкнулись с твердой позицией арабских стран, и прежде всего Саудовской Аравии в лице престолонаследника Мухаммеда бен Сальмана и ОАЭ в лице главы государства Мухаммеда бен Заида. Это – явление беспрецедентное, свидетельствующее о глубоких переменах в мире.
Начинающаяся новая эпоха дает исламскому миру шанс заявить о своих правах и потребовать справедливого подхода в глобальных вопросах, адекватно учитывающего их интересы. В качестве начала следует очистить мировую климатическую политику от очевидных нарушений принципа справедливости, таких как инициатива ЕС о трансграничном углеродном налоге. Поскольку этот налог нарушает права, прежде всего, исламских стран и стран с большой долей мусульманского населения, эти страны могли бы стать основой широкой глобальной коалиции, способной дать эффективный отпор противоправным действиям ЕС, нарушающих принципы климатической справедливости, включая принцип CBDR. Такой коалиции – от Турции до Китая и от Индии до России — Евросоюзу нечего было бы противопоставить, и ему пришлось бы уступить, как уже было не раз.
Следует дать отпор и западной ангажированной науке, предпринимающей усилия для того, чтобы искусственно преувеличить размеры выбросов парниковых газов в исламских странах – экспортеров энергоносителей. Для этого необходимы исследования, которые дадут объективную оценку степени влияния метана на глобальный климат. Исламские страны и Россия как страна с большой долей мусульманского населения располагают достаточным научным потенциалом для того, чтобы предпринять такой проект и не зависеть от Запада, наука которого стремительно теряет объективность и деградирует под влиянием «культуры отмены». Исламский мир с его традиционным уважением к науке и ученым, мог бы стать здесь хранителем традиции и обеспечить необходимый научный уровень работы и восстановление политической справедливости на основе ее результатов.
Наш опыт общения с лидерами исламских стран и их представителями на переговорах ООН по климату убеждает: под климатической справедливостью исламские страны, как и весь развивающийся мир, понимают право на развитие. Это право на развитие у них отнимает Запад, под фальшивыми предлогами лишая их законных доходов и черня их репутацию в глазах мирового сообщества. В период однополярного мира Запад мог делать такие шаги безнаказанно, но сейчас мы присутствуем при конце этого «порядка, основанного на правилах». Правилах, которые Запад постоянно меняет под себя и для себя, но от остальных требует неукоснительного соблюдения. И сегодня исторический момент, который мы переживаем, позволяет нам действовать активнее, отвергать попытки навязать нам все более несправедливые «правила», ограничивающие наши суверенные права.
Сергей Анатольевич Рогинко — профессор, Директор Института мировой экономики и международных финансов Финансового Университета при Правительстве РФ