О межнациональных и межрелигиозных отношениях в России рассказывает руководитель агентства по нацвопросам РФ Игорь Баринов.
Экскурс в историю межнациональных отношений в нашей стране.
Россия всегда была многонациональной страной, объединяя в своих пределах различные народы. Представители различных этносов всегда пользовались одинаковыми экономическими, политическими и социальными правами. Поэтому российское государство не только изначально возникло этнически многообразным, оно всегда существовало и существует до сих пор, как государство, обеспечивающее развитие всем народам, жившим в пределах его границ.
Есть такая известная формула российской истории: сколько народов Россия в себя вобрала, столько и сохранила. При этом надо иметь в виду, что естественная ассимиляция присутствует всегда там, где более мелкие по успехов.численности народы соседствуют с более крупными. Конечно, этот процесс не обошел и Россию. Но у нас принадлежность к русскому народу ни в имперский, ни в советский период, ни сейчас не является условием получения каких-либо материальных или социальных преференций и залогом успешной карьеры. Никогда русский народ не пользовался никакими привилегиями – ни экономическими, ни законодательными, ни социальными, ни политичеcкими! Более того, представители малых народов, начиная с имперского периода, всегда обладали особым статусом, позволявшим им сохранять свой уклад жизни, язык, традиции, религию. В случае военных действий представителей одного этноса никогда не мобилизовывали в армию ради сохранения другого. Было по-другому: в трудные для Отечества времена представители разных народов добровольно вставали на его защиту. Так было в Смутное время, когда освобождать Москву вместе с полками Минина и Пожарского из Поволжья пришли отряды татар, чувашей, марийцев; во время Отечественной войны 1812 г. и заграничного похода русской армии, когда башкирская и калмыцкая конница наводила ужас на французских захватчиков; в годы I мировой войны, когда состоявшая из кавказских джигитов Дикая дивизия на самых трудных участках фронта обращала в бегство отборные германские части.
В полной мере это проявилось в годы Великой Отечественной войны, когда массовый героизм и братскую солидарность на фронте и в тылу проявляли все народы нашей великой страны.
К национальной тематике нельзя относиться поверхностно. Это тонкая и чувствительная сфера, требующая постоянного внимания. Но вместе с тем ни в коем случае нельзя допускать спекуляций на тему национальной специфики в ущерб общенациональным общегосударственным интересам.
В 1990-е гг. в нашей стране были попытки создать орган, занимающийся национальной политикой. В разное время эти функции выполняли Государственный комитет по делам национальностей, Министерство по делам национальностей и региональной политике. В 2001 г. Миннац был упразднен.
Вместе с тем, в российском истеблишменте зрело понимание необходимости государственного регулирования этой сферы.
31 марта 2015 г. указом Президента Российской Федерации В.В. Путина было образовано Федеральное агентство по делам национальностей, которое стало профильным федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за разработку и реализацию государственной национальной политики в Российской Федерации.
При Федеральном агентстве по делам национальностей работают Дом народов России и Ситуационный центр, который занимается мониторингом состояния межнациональных и межрелигиозных отношений в целях раннего предупреждения конфликтных ситуаций.
С.М: -Какие государственные решения и законодательные акты регулируют сферу межнациональных отношений и как происходит мониторинг их состояния?
И.Б.: -Основными документами, на которых строится работа ФАДН России, являются Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года и Государственная программа Российской Федерации «Реализация государственной национальной политики».
Госпрограмма «Реализация государственной национальной политики», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2016 г., определяет основные направления деятельности ФАДН России: государственно-общественное партнерство, поддержка казачества и коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, русского языка и языков народов России, профилактика экстремизма на национальной и религиозной почве и другие.
На Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года следует остановиться подробнее.
Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 г. была принята Указом Президента Российской Федерации 19 декабря 2012 г. В 2018 г. была разработана новая редакция с изменениями и дополнениями, утвержденнаяУказом Президента Российской Федерации 6 декабря 2018 г.
Стратегия определяет приоритеты, цели, задачи государственной национальной политики, основные вызовы и угрозы в области межнациональных отношений.
Одной из главных целей государственной национальной политики является решение двусторонней задачи:укрепление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), исохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации.На первый взгляд, здесь присутствует логическое противоречие: как можно укреплять единство, поддерживая многообразие? На самом деле в отношении нашей страны с учетом формирования ее многонационального состава противоречия нет. Для народов, исторически живущих на территории России, характерна многоуровневая идентичность, когда один и тот же человек является носителем национальной, религиозной, культурной, в некоторых случаях территориально-культурной (москвич, питерец, сибиряк, дагестанец) идентичностей, при этом имея осознание себя гражданином России и являясь ее патриотом. Можно подойти к этому вопросу с другой стороны: общероссийская гражданская идентичность не исключает, а сосуществует со всеми остальными формами идентичностей, являясь верхним уровнем в шкале идентичностей. Общероссийский патриотизм, чувство любви и гордости за свою страну не отменяет любовь к своей малой родине, месту, где ты родился, гордость за свой, может быть, численно небольшой, народ, его культурные особенности и достижения.
В настоящее время идет работа по выработке новой редакции Стратегии государственной национальной политики, поскольку срок действующей Стратегии истекает в 2025 году. С учетом требований времени корректируются ее отдельные элементы, но основной посыл изменений – это усиление внимания к укреплению единства многонационального российского общества. Если этого не удастся достигнуть, то все остальные усилия по сохранению этнокультурного многоообразия «сойдут на нет» – нас просто сомнут, превратят в колонию, разделят территорию России на десятки мелких соперничающих друг с другом за западные подачки квазигосударственных образований, а их население станет обслуживающим персоналом для иноземных господ. Такое будущее нам не нужно. Десятки поколений наших предков строили страну, ее сохраняли, защищали не для того, чтобы мы сейчас ее потеряли.
Наша задача состоит в том, чтобы каждый человек, живущий в России, оставаясь русским, татарином, чеченцем, чувашем или представителем любого другого народа, чувствовал бы вместе с тем себя в любой точке нашей огромной страны – от Дагестана до Чукотки и от Калининграда до Владивостока – гражданином Российской Федерации, частью общероссийского единства, имеющего общую историю, общие интересы и цели.
И примеры этому есть. В зоне проведения СВО жителей Донбасса, расстреливаемых поставляемым украинскому режиму западным вооружением, защищают представители всех народов нашей страны.
Обратный пример – когда на территории братского украинского народа в результате целенаправленной пропаганды под руководством западных кураторов в течение последних десятилетий планомерно взращивалась ненависть к русскому народу, формировалась неонацистская идеология.
Наиболее уязвима для воздействия вражеской пропаганды молодежь. Поэтому мы выступаем за введение этнокультурного компонента в школьную программу, чтобы граждане России еще со школьной скамьи знали о ее многонациональном составе, богатстве и разнообразии культур населяющих Россию народов, и, самое главное, о том, что их объединяет, делает всех нас частью общего исторического, политического, культурного пространства.
С.М.:- В последние годы возникли новые вызовы, связанные с мигрантами. Какова позиция и полномочия ФАДН России в отношении этой проблемы?
И.Б.:- Проблема миграции из стран Центральной Азии и Закавказья для нас актуальна. В результате миграционных потоков меняется этнокультурный облик в отдельных регионах, особенно экономически привлекательных, формируются места компактного проживания мигрантов, растет количество преступлений, совершаемых мигрантами, включая массовые драки, разбойные нападения, убийства, а также преступления против половой неприкосновенности, в том числе несовершеннолетних.
Но у нас, в отличие от западных стран, есть не только исторический опыт взаимодействия с мусульманами, но и собственные мусульмане в лице народов, традиционно исповедующих ислам, и централизованные религиозные организации мусульман, которые принимают участие в адаптации мигрантов-мусульман к новым условиям. Есть созданная в нашей стране система многоуровневого исламского образования. Все это вместе с деятельностью органов власти с привлечением общественных организаций способствует определенной нейтрализации негативных последствий миграции.
ФАДН России участвует в выполнении Плана мероприятий по реализации Концепции государственной миграционной политики на 2019 – 2025 гг. в сфере содействия адаптации иностранных граждан.
За выработку государственной миграционной политики отвечает МВД России. Полномочия ФАДН России касаются только выработки механизмов адаптации иностранных граждан в российском обществе.
Наши исследования показывают, что иностранные граждане плохо подготовлены к жизни в российском обществе и имеют довольно скудные знания не только о формальных вещах, связанных с законодательством или оформлением документов, но и о России в целом.
Чтобы помочь органам власть субъектов в реализации возложенных на них полномочий по содействию адаптации мигрантов, мы разработали Адаптационный курс для трудящихся-мигрантов, прибывших в Российскую Федерацию, с учетом пожеланий МВД России, Минтруда России и Минобрнауки России. Курс представляет собой лекции для иностранных граждан по ряду основных тем: миграционное и трудовое законодательство, административная и уголовная ответственность, правила и нормы поведения в российском обществе, основные сведения о нашей стране, а также история отношений стран Центрально-Азиатского региона и России и региональный компонент.
Что касается миграционной политики в целом, то, по нашему мнению, необходимо привести в соответствие модель миграционной политики с требованиями времени. Необходимы определенные фильтры, влияющие на объем и качество миграционных потоков. Иностранные граждане, приезжающие к нам на работу, не должны привозить с собой семьи. Находиться в нашей стране они должны при условии работы на определенных объектах в конкретных сферах экономики, например, строительстве. В противном случае получается неконтролируемый рост мигрантов, занимающих специфические ниши в сфере обслуживания, и серьезная дополнительная нагрузка на социальную сферу, медицину, образование за счет членов их семей.
С.М.: — Как осуществляется связь ФАДН России с региональными властями, институтами гражданского общества, другими структурами?
И.Б.: — В межнаце фактически любой вопрос носит межведомственный характер. Поэтому реализация Стратегии государственной национальной политики осуществляется в тесном взаимодействии с различными федеральными органами исполнительной власти, такими, как Министерство культуры РФ, Минобрнауки и Министерствот просвещения РФ, МВД РФ и др, органами власти субъектов РФ, институтами гражданского общества. В госпрограмме «Реализация государственной национальной политики» есть отдельные разделы, посвященные государственно-частному партнерству, а реализация основных мероприятий госпрограммы предполагает участие заинтересованных органов власти федерального, субъектового уровня и различных институтов гражданского общества в лице национально-культурных, религиозных и иных организаций.
С.М.:- После начала СВО заметно укрепились взаимоотношения наших народов. Вы бываете в новых регионах России. Каковы там эти взаимоотношения?
И.Б.:- ФАДН России в рамках своей компетенции посредством государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций в ежедневном режиме отслеживает ситуацию, в том числе выявляет попытки дестабилизация российского общества путем распространения недостоверной, деструктивной, экстремистской информации, источником которой, как правило, служат внешние источники. А на Донбассе нам приходится бороться с наследием бандеровского режима.
Но, конечно, для подлинной консолидации общества одного пресечения распространения негативной информации недостаточно. Необходимы позитивные меры, прежде всего, направленные на поддержку наших героев, участвующих сейчас в СВО, а также на оказание помощи мирному населению, пострадавшему в ходе боевых действий. Это общее дело, в котором государственные и общественные структуры должны действовать сообща.
Я полагаю, что, в целом, можно говорить об укреплении единства многонационального российского общества после начала проведения спецоперации, а героизм представителей различных народов нашей страны во время ее проведения оказал свое влияние на позитивные изменения в отношении к ним на уровне массового сознания.
Социологические исследования, предпринятые ФАДН России, показывают, что проведение спецоперации действительно привело к консолидации российского общества, его укрепления вокруг власти. Кроме этого, исследование показало, что у значительного числа респондентов с момента начала специальной военной операции в лучшую сторону изменилось отношение к жителям республик Северного Кавказа (более половины опрошенных).
Что касается рисков массовых межнациональных или межконфессиональных конфликтов, то сейчас для них нет основы. Вместе с тем нельзя недооценивать влияние 30-летней националистической пропаганды, направленной на искажение нашей совместной истории, разрушение русско-украинского единства, утверждение превосходства одного народа над всеми остальными. Также следует учесть целенаправленную деятельность по расколу российского общества, дискредитацию целей СВО, проводимую извне и отражающуюся в интернет-пространстве. Она фиксируется государственной информационной системой мониторинга, действующей при ФАДН России.
Поэтому могу сказать, что работы по нейтрализации враждебного влияния и предупреждению возникновения конфликтных ситуаций на будущее у нас хватит. И эта работа должна быть системной с участием других ведомств – Министерства культуры, Министерства образования и науки, Министерства просвещения, Росмолодежи, а также институтов гражданского общества, включая национально-культурные и религиозные объединения.
С.М.:- Как вы взаимодействуете с религиозными объединениями? Ведет ли ФАДН мониторинг состояния конфессиональных отношений?
И.Б.:- Компетенция ФАДН России находится в сфере национальной политики. Но в современных условиях религиозная и конфессиональная принадлежность не всегда четко отделима от национальной проблематики в реальных жизненных ситуациях. В Агентстве есть специальное подразделение, к ведению которого наряду с мониторингом и профилактикой экстремизма, относится взаимодействие с религиозными объединениями. Это не случайно. Мы в нашей работе активно привлекаем представителей традиционных для России религий к проведению мероприятий различного уровня, как федерального, так и регионального, в первую очередь, с молодежью, для поддержания межнационального мира и осуществления межрелигиозного и межконфессионального диалога, и сами активно участвуем в проводимых ими мероприятиях.
Что касается ведения мониторинга состояния конфессиональных отношений, а точнее сказать религиозных и конфессиональных отношений, то да, в рамках общего мониторинга, осуществляемого ФАДН России, мы анализируем и их состояние тоже и проходящие в их среде процессы. Другое дело, что, поскольку религия у нас отделена от государства, мы не можем принимать какие-либо управленческие решение на федеральном уровне, но аналитика на эту тему идет от нас и в Администрацию Президента Российской Федерации, и Аппарат Правительства, заинтересованные министерства и ведомства, а также на уровень субъектов.
Саидбег Магомеднабиев