Прошло уже больше года, как коронавирус, называемый SARS-CoV-2, появился на нашей планете. Стех пор мир уже переживает вторую, а где-то и третью волну этой эпидемии. По данным университета Джонса Хопкинса, общее число случаев заражения коронавирусом во всем мире превысило 111 миллионов человек, а скончалось уже почти 2,5 миллиона с подтвержденным заболеванием. Некоторые страны в период второй волны вновь вводили ограничения и даже полноценный национальный карантин, как Израиль, Великобритания и страны ЕС. Россия во вторую волну эпидемии выбрала белорусско-шведский вариант. Наша страна намного эффективнее проходит этот период благодаря начатой раньше многих вакцинации и успешной работе системы здравоохранения России.
Глава Роспотребнадзора Анна Попова предсказала ежегодное возвращение коронавируса. Она считает, что он пополнит список сезонных респираторных вирусов, вспышки коронавируса SARS-CoV-2 будут повторяться каждый год и наблюдаться в холодное время года. В конце концов человечество так или иначе победит эту эпидемию коронавируса через вакцинацию и выработку общего иммунитета.
Что нас ждет дальше? А дальше нас ждет смена парадигмы, смена мышления, считает предприниматель Олег Пироговский и рисует для нас вполне оптимистичную картину постковидного мира: Эта эпидемия дала толчок развитию онлайн-технологий. Я бы даже сказал, ускорило и без того быстрый темп развития инструментов для онлайн-общения, онлайн-торговли и другого программного обеспечения для упрощения жизни. Сейчас с помощью сайтов в интернете или приложений на смартфонах можно приобрести практически любые товары и продукты. Также можно пройти обучение и даже получить образование. В онлайне становится интересно проводить свободное время, посещать выставки, музеи, общаться с друзьями и знакомыми. Даже заключение бизнес-сделок будет уходить в онлайн-формат. Если раньше это воспринималось очень странно и неэффективно, то сейчас это уже, кажется, даже более комфортно. Просмотр фильмов в онлайн-кинотеатрах вместо похода в кинотеатр уже становится нормой. Доставка готовой еды на дом вместо похода в ресторан или заказ продуктов вместо поездки в гипермаркет становятся все более привычными. В ближайшие несколько десятилетий онлайн-ритейлеры будут постепенно вытеснять офлайн-формат. Количество торговых центров и супермаркетов будет сокращаться, а обороты компаний, занимающихся доставкой продуктов и одежды, только расти. Это говорит о том, что меняется модель потребительского поведения в целом. И это тренд на ближайшее время.
В последние годы российский рынок электронной коммерции активно набирал обороты. По данным компании INFOLine, с 2016 по 2019 год он рос в среднем на 24% в год – это в четыре раза быстрее мирового рынка. Такому росту способствовало развитие инфраструктуры телекоммуникаций и сети Интернет, которое привело к росту числа интернет-пользователей до 113 миллионов человек в России в прошлом году. По данным Euromonitor, это самое большое число в Европе и седьмое место в мире, а еще это 77% от общего населения России. Также, по данным INFOLine, в России высокий уровень владения смартфонами у населения, равный 75% – всего на 7% меньше, чем в Германии. Этот показатель рассчитывается как доля домохозяйств, владеющих смартфонами в течение определенного периода. В результате доля онлайн-покупок на рынке в России выросла за период эпидемии с 3,7% до 6%. Несмотря на стремительный рост, это все еще низкий процент по сравнению с показателями развитых экономик, таких как США и Китай.
Вообще же покупать онлайн входит в привычку во всем мире. Делать покупки в интернете уже не ново для нынешнего поколения молодых людей. По данным INFOLine, в прошлом году число покупателей, активно заказывающих товары онлайн, достигло 33 млн человек, а это 22% населения России. Их число будет расти в среднем на 17% в год и к 2026-му году должно увеличиться в два с половиной раза, до 84 млн человек, или 58% населения. По мере того, как будет проходить смена поколений, процент активных покупателей будет расти во всех возрастных группах, но особенно сильно у «миллениалов» и поколения Z. Все сферы жизни постепенно будут уходить в онлайн-формат, упрощая жизнь иминимизируя контакты людей, в том числе и для уменьшения рисков заболеваний вирусными инфекциями. Посмотрите, как было раньше? Люди общались вживую. Человеку было важно, чтобы собеседник был рядом. Современной молодежи теперь проще написать в мессенджере, чем встретиться с кем-то или позвонить. Удаленные встречи станут нормой.
Конечно, полного исчезновения офлайн-формата не будет. Причина этому проста – человеческая сущность. Людям нужно и живое общение, а не только через мессенджеры или Zoom. Рестораны, например, по-прежнему будут важны для людей как места общения, хотя их количество будет сокращаться в ближайшие 20–30 лет.
Бизнес по всему миру оперативно отреагировал на необходимость соблюдения мер социальной изоляции. Многим сотрудникам предоставлена возможность работать из дома, а не из офиса.
Пандемия кардинально изменила подходы к встречам и переговорам. Вбудущем людям будет проще провести встречу в Zoom, Skype или аналогичной программе. В большинстве компаний из Силиконовой долины в США это уже давно стало нормой. Особенно это становится актуально для Москвы, где многочасовые стояния в пробках можно легко заменить переговорами через интернет. Некоторые скажут, что теряется «качество» переговоров, и будут отчасти правы. Но люди в большинстве своём поймут, что лучше сэкономить 2 часа жизни, чем стоять в пробке. Я полагаю, что даже после окончательной победы над коронавирусом не все сотрудники вернутся в свои офисы. Владельцы бизнеса переосмыслят свой подход и оценят возможность экономить на офисных площадях и аренде. Принципы удаленной работы станут все более популярными и востребованными, и, как следствие, упадет спрос на офисную недвижимость. Возможно, это даже приведет к временному падению цен на нее. Как выход, владельцы начнут развивать формат коворкингов. Как следствие, люди, работающие удаленно, перестанут ездить в мегаполисы и крупные города, а будут работать там, где им удобно и комфортно. Крупные бизнес-районы перестанут иметь такое влияние, как раньше, а спальные, наоборот, приобретут новое значение. При возможности работать удаленно людям не нужно будет стремиться искать дорогие квартиры в центральных районах и городах. Работники смогут работать из своих родных городов или даже с теплых курортов. Государственные органы по всему миру, а особенно в России, тоже активно встраиваются в цифровую среду – многие государственные и муниципальные услуги предоставляются в электронном виде через портал Госуслуг. Кстати, буквально недавно Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России предложило расширить список операций с автомобилями, которые можно совершить через портал Госуслуг. Планируется добавить возможность проведения сделок купли-продажи и лизинга. Но все-таки надо признать, что данная эпидемия имеет и положительный эффект. Пандемия подстегнула развитие отрасли биотехнологий и компаний, специализирующихся на производстве медицинского оборудования. Начнутся также активные инвестиции в область разработки лекарств и лечения пока неизлечимых болезней. Причина проста: люди получили урок, и, даже победив SARS-CoV-2, мир еще долго не вернется в норму. Люди захотят быть готовыми к подобным вспышкам в будущем. Для этого будут работать над развитием вакцин и близких технологий. Выросла значимость профессии врача и вообще медицинского работника. Есть надежда, что в России это приведет к увеличению количества студентов, желающих стать врачами. Фармацевтические компании и медицина в целом выйдут из пандемии с большим опытом. Этот опыт даст пищу для борьбы с возможными заболеваниями в будущем.
Олег Пироговский