На знаменитой картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» три могучих витязя, три защитника земли русской — «порубежная застава» Киевской Руси. В центре — Илья Муромец. Слева от него — Добрыня Никитич на белом коне. Справа — Алёша Попович. Они стали символом единения русских земель: Добрыня — из Рязани, Илья — из Мурома, Алёша — из Ростова.
А были ли эти люди историческими персонами и существовали ли в действительности? Ученые-историки, изучая древнейшую «Повесть временных лет», новгородские и ростовские летописи, утверждают – да, были! Добрыня Никитич – дядя великого князя Владимира, который крестил Русь, начав с Киева, а Добрыня крестил Новгород.
Илья Муромец охранял границы Киевской Руси, а потом стал монахом Киево-Печерского монастыря. По-тому и похоронен Илья в Ближних пещерах лавры. О приключениях сына ростовского священника, озорного Алёши Поповича, много былин сложено, а свою буйну голову сложил он в злосчастной битве на Калке.
Вот только собраться вместе они никак не могли. Между временем смерти Илии Муромца в конце 13 века и рождением Алеши Поповича прошло практически два столетия. Почему именно эти образы гениальный Виктор Васнецов выбрал для своей картины, олицетворяющей эпическую историю Древней Руси? Художник признавался, что более всего его влечет Древняя Русь: «Характер, понимаешь ли, дух русского человека, когда он перед силами природы, перед врагом один стоял и ни у кого защиты не просил». В картине «Богатыри» удалось максимально полно отразить этот характер. Над картиной «Богатыри» Васнецов работал около двадцати лет.
Конкретные былинные образы вполне узнаваемы, но три богатыря на картине кажутся не просто персонажами мифа, а олицетворением защитной и созидательной русской силы. Васнецов выбрал интересный ракурс – зрители смотрят на героев полотна снизу вверх. За счет этого фигуры трех богатырей на картине кажутся громадными, а пейзаж – не просто фоном, на котором они написаны. За их спинами – земля, которую они готовы защищать, которая может чувствовать себя в безопасности, пока у нее такие стражи.
В центре композиции восседает на огромном черном коне атаман порубежной заставы Илья Муромец Кто же был этот богатырь на самом деле? Илья Муромец и святой Илия Печерский – одна историческая личность Преподобный Илия Муромец Святой жил в XII веке. Он происходил из простой крестьянской семьи и, как повествуют былинные источники, в детстве и юности страдал параличом, однако чудесным образом был исцелен по молитве «калик перехожих». Обретя здравие, он решил встать на путь воинского служения, поступил в дружину киевского князя и много лет охранял границы Руси, где прославился воинскими подвигами и невиданной силой. Достоверных известий о его жизни сохранилось немного, но его подвиги послужили основанием для целого цикла русских былин и германских эпосов. Предполагают, что он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем 2 января 1203 года, сопровождавшемся разгромом Печерской лавры союзными Рюрику половцами. В самой Киево-Печерской лавре придерживаются предположения, что после тяжёлого ранения Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская лавра).
В 1643 году преподобный Илия Муромец был официально канонизирован в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры нареченным Илией Печерским. В настоящее время мощи Илии Муромца покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры. Часть мощей Илии – средний палец левой руки – находится в Спасо-Преображенском монастыре города Мурома. В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Илии Муромца. Останки датированы XII веком. Исследования мощей показали, что это был крупный человек ростом около 177 см (высокий для средневековья). У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илья от рождения и до 33 лет был парализован). Кости черепа Илии имеют необычно большую толщину, а запястья и ключицы значительно крупнее, чем в среднем у людей. Причиной смерти послужил, вероятно, удар острого орудия (копья или меча) в грудь, сквозь прикрывавшую грудь левую руку. Смерть наступила в возрасте около 40-45 лет. Илия Муромец считается святым покровителем Российских ракетных войск стратегического назначения и Пограничной службы России.
Второй богатырь Добрыня Никитич Слева от Илии Муромца на картине «Богатыри» – другой легендарный герой русских былин – Добрыня Никитич. Он знатного происхождения, что видно и по его изящной кольчуге, и по переливающемуся, сияющему алмазами да рубинами алому щиту, и по изысканной тонкой сбруе белоснежного статного коня. Кем в действительности был Добрыня Никитич?
Добрыню Никитича уже давно многие сопоставляли с летописным Добрыней, дядей князя Владимира, крестившего Русь, и считали его представителем высшего русского общества, типом князя-дружинника. В былинах он «второй по силе» богатырь после Ильи Муромца. И былины, и летописи всячески подчеркивают близость Добрыни к «ласковому князю Владимиру». И действительно, Добрыня был родным братом Малуши, матери князя Владимира, которая была доверенным лицом княгини Ольги, являлась ключницей, т.е. фактической хранительницей всего княжеского имущества. Очевидно, значимость должности обрекла Малушу на потерю личной свободы, однако последнее не умаляло в те времена ее высокого политического и социального статуса. Малуша также являлась наложницей киевского князя Святослава, сына княгини Ольги. Малуша и родила Святославу прославленного в русской истории Владимира Красное Солнышко (он же Владимир Святой).
Деятельность боярина Добрыни
Добрыня появляется на страницах летописей уже как «муж», т.е. представитель старшей дружины киевского князя Святослава. По приказу этого древнерусского властителя Добрыня управляет Новгородом. «Повесть временных лет» и особенно Софийская (Новгородская) летопись пишут о нем с почтением. Ведь именно боярин Добрыня участвовал в разделе Русской земли между сыновьями Святослава. Именно Добрыня тогда сыграл решающую роль в судьбе Владимира. По совету Добрыни Святослав определяет Владимира князем Новгорода. Юный Владимир с дядей Добрыней отправились на русский Север, где Добрыня не затерялся в княжеской дружине, а стал князем-наместником отца в одном из важнейших центров Руси. Советы Добрыни становятся для его племянника существенными и судьбоносными. После того, как Владимир стал великим киевским князем, он оставляет Добрыню Малковича в новгородских посадниках. Когда уже в 988 г. Владимир крестит Русь, Добрыня тоже следует за князем. Своевольный Новгород принял это новшество не сразу, но у посадника Добрыни, когда надо, была тяжелая рука. Не случайно в Новгороде родилась поговорка, зафиксированная летописями: «Путята крестил Новгород мечом, а Добрыня огнем».
Новгородский посадник Добрыня до конца своих дней оставался советником великого киевского князя, принимал участие во многих военных предприятиях Владимира. Дата окончания жизненного пути боярина Добрыни неизвестна, как неизвестно и место, где он закончил свой путь.
Третий богатырь – сын ростовского попа Алеша Былинный Алёша Попович тесно связан с Ильёй Муромцем и с Добрыней Никитичем: он находится в дружеских отношениях с ними. Кроме того, между Алёшей и Добрыней существует поражающее сходство не в характерах, а в приключениях и некоторых других обстоятельствах их жизни; именно, былины о змееборстве Добрыни и Алёши почти сходны
друг с другом. Ученые считают, что в образе Алеши Поповича слиты два исторических прототипа. Один жил в XI веке, а другой, ростовчанин Александр Попович, геройски пал в битве с татарами при реке Калке в 1223 году. Александр Попович в сказаниях и летописях Ростовского края назван витязем. Под Ростовом указывают два места, где, по преданиям, жил Алеша. По предположению археолога А. Е. Леонтьева, в XII–XIII веках на Сарском городище над ростовским озером Неро был «городок Александра Поповича».