Вице-президент ТПП РФ Вадим Чубаров поддержал общий подход российского государства к введению ответных санкций в отношении недружественных стран.
«С одной стороны, российские ответные меры носят достаточно узкий (максимум, секторальный характер), а, с другой, такой подход позволяет России не нарушать целую цепь международных конвенций, в которых она участвует. Это сохраняет доверие у многих государств и к России как участнику конвенций, и к российским компаниям, как партнерам по бизнесу», – сказал он.
Чубаров рассказал, что ТПП РФ ведет полновесный реестр санкций недружественных государств, который размещен в электронном виде на сайте палаты. Он высказал позицию, по которой санкции недружественных государств, с точки зрения права, являются формой незаконного и чрезмерного проникновения норм публичного права в частные отношения конкретных юридических лиц.
Он также обратил также внимание на формирующееся российское антисанкционное законодательство, в разъяснении которого палата принимает активное участие. К основным сферам применения антисанкционных мер он отнес вывоз определенных товаров и оборудования, имущество и активы иностранных организаций, отдельные сделки и финансовые операции; интеллектуальную собственность, транспортное сообщение. Все они были введены либо непосредственно законом, либо во исполнение ранее принятых законодательных актов РФ.
Вице-президент ТПП РФ добавил, что палата ведет работу по свидетельствованию обстоятельств непреодолимой силы как способе преодоления негативного последствия санкций. «В 2022 году в ТПП поступило 1269 заявок от бизнеса, по итогам их рассмотрения выдано 856 сертификатов о форс-мажоре по внешнеторговым контрактам. С начала текущего года было около 270 заявок, выдано порядка 190 сертификатов», — уточнил он.
Он высказал свою позицию по вопросу о том, какими нормами права можно было руководствоваться для признания конкретной санкции иностранного государства незаконной. В качестве таковой может быть использована ст. 1193 ГК РФ об оговорке о публичном порядке. Последняя позволяет не применять норму иностранного права, если она противоречит основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации.