Отношения между христианами и мусульманами в России «близки к идеальным», противоположная ситуация наблюдается в ряде стран на Ближнем Востоке и в Африке, где христиане гонимы, заявил, отвечая на вопрос представителя ИВ РАН, председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион
2 декабря на полях конференции «Теология в научно-образовательном пространстве» в РАНХиГС председатель ОВЦС, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, президент Научно-образовательной теологической ассоциации (НОТА) митрополит Иларион выступил с пленарной лекцией «Христианство: от истоков до современности» и ответил на вопросы.
Научный сотрудник Института востоковедения РАН, заместитель главного редактора журнала «Ориенталистика», являющийся также экспертом федерального информационно-политического журнала «Персона страны» Шамиль Кашаф, обращаясь с вопросом к митрополиту Илариону, напомнил, что ученые ИВ РАН во главе с научным руководителем академиком РАН Виталием Наумкиным посвятили много трудов исследованию проблем защиты христиан и их ценностей на Ближнем Востоке.
«Недавно в Джидде (Королевство Саудовская Аравия) завершилось заседание Группы стратегического видения «Россия – исламский мир». В нем принимали участие президент Республики Татарстан Рустам Минниханов (председатель Группы) и руководители Института востоковедения РАН. Скажите, пожалуйста, уважаемый владыка, как Вы оцениваете современное состояние мусульмано-христианских отношений в мире? А также, в частности, – у российского православия и мусульманства стало значительно больше точек сближения или отдаления?» – спросил Ш. Кашаф.
«Я думаю, что ситуация очень сильно различается в разных странах. Есть такие страны, как Российская Федерация, где христиане, мусульмане и иудеи живут в мире и согласии. Здесь особые усилия прилагаются со стороны государства и со стороны традиционных конфессий, для того, чтобы мы все жили в мире и гармонии, понимая, что у нас один общий дом, и, если мы его разрушим, то под его обломками все погибнем вне зависимости от вероисповедания», – предостерег митрополит Иларион.
«Вот это чувство общей ответственности, – продолжил далее развивать свою мысль архиерей, – двигало нами, в том числе и тогда, когда мы начали продвигать теологию в качестве научной отрасли для светского образовательного пространства. Мы с самого начала говорили две вещи. Первое, теология – это не то же самое, что религиоведение, это не просто какое-то дистанционное изучение той или иной традиции. Теология – это изучение той или иной традиции изнутри самой традиции. Второе, теология не должна быть локализована только в учебных заведениях, созданных для подготовки служителей культа. Теология, также, как литература, история, философия, социология, имеет универсальное значение, и она должна быть доступна для каждого.
Но теология в нашем Отечестве существует именно как межконфессиональный проект. У нас уже сейчас есть утвержденные государством три паспорта научных специальностей в области теологии: православная теология, исламская теология и иудейской теология. Я думаю, что в дальнейшем будут создаваться и другие паспорта по теологии», – пояснил президент НОТА.
Архиерей Русской православной церкви напомнил, что в России существует Межрелигиозный совет, куда входят представители всех традиционных конфессий, они «активно общаются и дружат».
«У нас очень хорошие отношения, и когда возникает какая-то проблема, по которой мы должны иметь диалог с государством, то мы собираемся вместе, эту проблему обсуждаем между собой, приходим к какой-то общей позиции и потом наше видение проблемы представляем государственной власти. Я думаю, что отношения между христианами и мусульманами в нашей стране, не побоюсь сказать, близки к идеальным», – заявил митрополит Иларион.
«А вот если говорить о других странах мира, то, к сожалению, в ряде стран это далеко не так. На Ближнем Востоке, а также в Африке христиане подвергаются прямым гонениям. Это касается Ирака, Ливии, Нигерии и целого ряда других стран», – уточнил митрополит.
По его мнению, в основе противостояния в этих странах лежат не религиозные, но политические конфликты, а религиозный фактор лишь используется политиками.
«Вот, в Ираке христиане и мусульмане проживали веками друг с другом. При Саддаме Хусейне там было 1,5 миллиона христиан, сейчас там осталась в лучшем случае одна десятая часть. Все это произошло после американского туда вторжения. Американцы решили наладить там жизнь, пообещали всем демократию, но в итоге главными жертвами стали христиане: они либо были убиты, либо в массовом порядке покинули свою страну. То же самое, по сути, произошло в Ливии, в Нигерии сейчас гонения на христиан в очень активной фазе, в Эфиопии сейчас идет война. Можно перечислять эти страны, их много, и жертв тоже много. Но повторю, это не межрелигиозные конфликты, а политические, и религиозный фактор используется в этом противостоянии для того, чтобы настроить людей друг против друга», – заключил представитель РПЦ.
Надо сказать, что Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Теология в научно-образовательном пространстве: теория, история, практика межрелигиозного и межкультурного диалога в ситуации глобальных вызовов» привлекла внимание ученых, представителей органов власти, работников высшей школы из многих регионов страны. На второй день конференции, 2 декабря, состоялся круглый стол «Исламская культура и исламская теология в современном образовательном пространстве и межкультурном диалоге».
Участвовавший в нем главный̆ научный̆ сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН, заместитель председателя экспертного совета ВАК при Минобрнауки России по теологии, сопредседатель научного совета РАН «Роль религий в истории» Тауфик Ибрагим выступил с докладом «Систематизация мусульманской философской теологии в энциклопедическом труде «Исцеление» (аш-Шифа’) Ибн Сины (Авиценны)».
Старший научный сотрудник отдела памятников письменности народов Востока ИВ РАН Николай Сериков совместно с заведующим отделом Ближнего и Среднего Востока Института восточных рукописей РАН Сергеем Французовым представили доклад «Арабские переводы Библии в ближневосточном культурном контексте. Полный текст арабской Библии. Рукопись D 226 из собрания ИВР РАН».
С приветственными словами к участникам дискуссии обратились заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, глава Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов и председатель экспертного совета ВАК при Минобрнауки России по теологии Дмитрий Шмонин.
География участников круглого стола оказалась весьма обширной – прозвучали выступления ученых из Болгара, Грозного, Дербента, Казани, Махачкалы, Москвы, Нальчика, Санкт-Петербурга, Лондона.
Действительный член Академии наук Чеченской Республики Вахит Акаев, главный научный сотрудник Комплексного научно-исследовательского института им. Х. И. Ибрагимова РАН, поделился своими размышлениями о проблеме сближения теологии, отечественного светского образования и науки. Для раскрытия заявленной темы Вахиту Хумидовичу оказался весьма полезен его практический опыт преподавания в Российском исламском университете им. Кунта-Хаджи в Грозном.
Член экспертного совета ВАК при Минобрнауки России по теологии Мустафа Билалов, заведующий кафедрой онтологии и теории познания Дагестанского государственного университета, в своем выступлении сосредоточился на методологических проблемах исламской теологии.
Основные задачи и проблемы формирования системы исламского религиозного и теологического образования в Кабардино-Балкарии был обстоятельно представлены проректором по учебной работе Северо-Кавказского исламского университета имени имама Абу Ханифы Муратом Шибзуховым.
Заведующий кафедрой теологии и социально-гуманитарных дисциплин Дагестанского гуманитарного института Давуд Тумалаев сосредоточился на вопросах современного состояния исламского теологического образования в Дагестане.
С особым вниманием участники круглого стола выслушали доклад «Использование потенциала исламской культуры и теологии для гармонизации межрелигиозных отношений в социокультурном пространстве Северного Кавказа», который сделалазаведующая отделением кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога по Северному Кавказу, доцент кафедры юридических и гуманитарных дисциплин филиала Дагестанского государственного университета в г. Дербенте Гюльчохра Сеидова.
Модерировали дискуссию Татьяна Седанкина, заведующая кафедрой систематической теологии Российского исламского института (Казань), и помощник директора Института востоковедения РАН по научно-издательской деятельности, заместитель главного редактора журнала «Ориенталистика» Шамиль Кашаф. Оба модератора выступили с научными докладами: Т. Е. Седанкина рассказала об опыте реализации курсов повышения квалификации «Духовно-ориентированная педагогика и психология». Ш. Р. Кашаф выступил с сообщением об итогах экспертной работы в отношении мусульманской литературы в жанре «насихат» (наставления) для отбывающих наказания в исправительных учреждениях, которая была выполнена по запросу Общественного совета при ФСИН России, с привлечением ученых из академических учреждений, федеральных университетов, исламских образовательных и религиозных организаций.
Подвел итоги состоявшегося обсуждения член-корреспондент Академии наук Республики Татарстан Айнур Тимерханов, исполняющий обязанности ректора Болгарской исламской академии.
Карина Аляутдинова,
младший научный сотрудник ИВ РАН, аспирант МГЛУ, редактор по научным коммуникациям журнала «Ориенталистика» – специально для журнала «Персона Страны».
Фото предоставлено Викторией Соколовой, пресс-служба Института государственной службы и управления РАНХиГС