Логика развития научно – технического прогресса, доступная информация о производственно-практической деятельности человечества, порождают ощущение катастрофичности современной эпохи, идущей по пути неуклонного возрастания рисков негативных воздействий на здоровье и жизнь людей в большинстве регионов нашей планеты. Этот процесс находит свое реальное отражение в резком, — скачкообразном, — увеличении отрицательных последствий, ставящих человечество на грань системной экологической катастрофы, а также в появлении в конце века ХХ и начале ХХI столетия ряда глобальных проблем, трансформирующихся в мегаглобальную проблему, реально ставящую вопрос о выживании человечества в условиях все более и более угрожающих внешних природных и общественных катаклизмов. Ярким примером этого служит приведенная ниже диаграмма по накоплению в 2016 году опасных отходов по 6 (Шести) странам мира, которая в сотни раз превышает критическую массу.

Как мы видим, над человечеством нависла угроза глобальной экологической катастрофы. Причина тому – накопление мусора на нашей планете Земля в гигантском объеме: 25 миллиардов тонн в год. А накопление высокотоксичных антропогенных отходов 1 и 2 класса, опасных для природы, составляет 268 млн тонн.
Природа самостоятельно не справляется с этой проблемой. Токсичные свалки оказывают с течением времени мутагенное, канцерогенное и аллергенное влияние на человека и окружающую среду. Критическая масса накопленных опасных отходов — реальная угроза глобальной экологической катастрофы.

Информация, представленная в настоящей статье, касается обращения с отходами только I и II классов опасности. Автор сознательно не ставил перед собой цели анализировать и представлять информацию по отходам производства и потребления, которые относятся к III, IV и V классам опасности, ибо в рамках журнальной статьи «не объять необъятного».
Кроме того, ранее в своих работах («Генеральная уборка Крыма» https://ardexpert.ru/article/5322) автор подробно изложил свою позицию по данным вопросам.
Основная цель настоящей статьи – показать, что проблема обращения с отходами I и II классов опасности реально существует и является потенциальной угрозой для людей и окружающей среды. Для создания работающей системы обращения с этими отходами необходимо сделать несколько важных шагов, начиная от совершенствования нормативно-правовой базы, системы учета и контроля и заканчивая строительством мощностей для обезвреживания, утилизации, хранения и захоронения опасных отходов.
С учетом воздействия опасных отходов предприятий на окружающую среду их делят на 4 класса.

В классификации учитывается степень токсичности, пожароопасности и эпидемиологические показатели.
Очевидно, что избежать вредного воздействия на экологию и человека можно путем утилизации опасных отходов с применением разных технологий.
К сожалению, в российской практике выбор часто проводится в пользу выгоды экономической составляющей утилизации, а не минимального воздействия на экосистему.
Некоторые способы утилизации опасных отходов.
Малоопасный мусор захоранивают на полигонах ТБО.
Токсичные отходы, требующие обеззараживания, размещают на специально отведенных для этого подземных или наземных сооружениях. На промышленной свалке предусматривается переработка некоторых видов производственных остатков с целью снижения токсичности или уменьшения объёма опасных материалов. Отработанные остатки складируют на изолированных объектах в соответствии с эпидемиологическими и санитарными нормативами.
Существенным недостатком такого подхода является недостаточное количество промышленных полигонов во всех странах.
В связи с этим экологи часто находят несанкционированное размещение опасных отходов на свалках, предназначенных для ТБО.
В зависимости от компонентного состава мусора уничтожение проводят, как правило, термическими методами.
Утилизация опасных отходов методом сжигания распространена и проходит на инсинераторных и пиролизных установках с разным типом конструкций. Комплектация инсинераторного оборудования новых поколений предполагает разложение опасных продуктов на составные элементы.
Экологическая безопасность обеспечивается температурными режимами, превышающими 1000С. В печных камерах дожигания обезвреживаются отходящие газы. Трехступенчатая очистка избавляет от попадания в воздух мелкодисперсных аэрозольных частиц и предупреждает обратное воссоединение отдельных элементов. Таким способом можно утилизировать токсичные продукты в любом агрегатном состоянии.
Избавление от производственных остатков путем инсинерации по-прежнему вызывает недоверие экологов. Ученые опасаются прямого воздействия атмосферных выбросов и зольно-шлаковых продуктов на природу и здоровье людей.
В отличие от сжигания, пиролизные процессы утилизации протекают в безвоздушном пространстве реакторов. Среди существующих термических методик высокотемпературный пиролиз наиболее безопасен. Под действием высоких температур отходы необратимо видоизменяются и становятся неопасными. Метод часто используют в лечебно-профилактических организациях, так как сбор и утилизация медицинских отходов на месте образования требует меньших экономических вложений.
В альтернативные методики включены следующие группы:
- механические;
- химические;
- физико-химические;
- биологические.
Для каждого способа характерны достоинства и недостатки.
Но наибольшее доверие по безопасности термической переработки супертоксикантов сегодня вызывают технологии плазменных источников энергии, несмотря на относительно недавнее внедрение. Это высокотемпературное обезвреживание, которое эффективно ликвидирует опасные отходы. В плазмотроне при температуре превышающей 4000°С проходит расщепление опасных отходов до молекулярного состояния.

«Плазма» — одна из ведущих на отечественном рынке инжиниринговых компаний, занимающаяся вопросами разработки, производства, монтажа, пуско-наладочных работ и технического обслуживания плазменных установок для переработки (обезвреживания) широкого спектра отходов и другими проектами в сфере экологии и энергоресурсосбережения.
Плазмотермические установки для обезвреживания опасных отходов предназначены для экологически эффективной переработки твёрдых, жидких (газообразных) токсичных отходов (промышленных, бытовых, медицинских и др.), содержащих в своём составе такие химические элементы, как галогены, фосфор, серу, азот.
Технология утилизации отходов при помощи плазмы является инновационным и универсальным методом, с помощью которого можно перерабатывать фактически любые отходы.
Плазма представляет собой ионизованный газ, содержащий в своем составе свободные электроны, положительно и отрицательно заряженные ионы, а также нейтральные и возбужденные атомы или молекулы. Различают низкотемпературную и высокотемпературную плазмы.
В технологии «Плазма» используется низкотемпературная плазма, температурой 3000-5000С. Простейший способ получения низкотемпературной плазмы заключается в термической ионизации газа в электрических разрядах.
Замкнутый цикл утилизации высокотоксичных отходов завершается образованием очищенного газа. Данный ресурс подходит для получения электричества или энергии тепла. Это одна из немногих методик, решающих проблему утилизации опасных отходов.
Примеры обращения с опасными отходами за рубежом.
Следует отметить, что классификация отходов в зарубежных странах отличается от классификации в России. Поэтому в этом разделе используется термин «опасные отходы», а не «отходы I и II классов опасности».
По данным ООН, ежегодное образование опасных отходов в мире оценивается примерно в 600 млн тонн. В пересчете на человека – около 75 кг/ чел в год. Но при этом необходимо иметь в виду, что в разных странах учет опасных отходов ведется по разным классификациям и отсутствуют актуальные данные для многих развивающихся стран.
Годовой объем образования опасных отходов в США в 2017 году составил 31,9 млн тонн, или около 98 кг в расчете на человека. Эти отходы были произведены 25 566 зарегистрированными источниками.
Большинство опасных отходов размещается на полигонах. По данным Агентства по охране окружающей среды (TheEnvironmentalProtectionAgency, EPA) 2015 года, на полигонах было размещено около 87% опасных отходов; менее чем из 3% извлекли полезные компоненты для последующего использования, около 5% было сожжено с получением энергии и менее 4% было обезврежено, остальное отправлено на временное хранение.
Захоронение опасных отходов, в основном, осуществляется в подземных хранилищах (95,4% в 2015 году), остальные 4,6% хранятся на поверхности.
В странах Европейского союза в 2016 году было образовано 100 млн тонн опасных отходов, из них 39,2 млн тонн было размещено на полигонах на поверхности земли или под землей, 4,55 млн тонн было сожжено без получения энергии, 5,87 млн тонн – сожжено с получением энергии, 26,83 млн тонн переработано или обезврежено и использовано для ландшафтных работ.
Текущая ситуация с обращением с опасными отходами в Российской Федерации.
По уровню своей опасности отходы I и II классов занимают следующее место после ядерных и радиоактивных отходов, поэтому общество, бизнес и, в первую очередь, государство обязаны не оставаться в стороне от решения вопросов, связанных с безопасностью при обращении с такими отходами.
В настоящее время многие вопросы обращения с отходами I и II классов находятся в «серой зоне». То есть при недостаточно развитой законодательной базе и плохо организованной системе контроля за образованием, обезвреживанием, утилизацией, хранением и захоронением этих отходов невозможно обеспечить и гарантировать того, что опасность, исходящая от этих отходов, не затронет природную окружающую среду и людей.
В то же время мы наблюдаем, что сегодня государство предпринимает усилия для создания единой государственной системы обращения с отходами I и II классов опасности.
Государственная Дума приняла, а Президент утвердил Федеральный закон «О поправках в законы «Об отходах производства и потребления» и «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
Данные поправки предполагают создание единой государственной системы обращения с отходами I и II классов опасности, в которой центральное место будет отведено федеральному оператору — Росатому.
Эти нормы позволят в полной мере реализовать уже утверждённый федеральный проект «Создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I-II классов опасности», который входит в структуру нацпроекта «Экология».
Закон закрепляет за Госкорпорацией «Росатом» статус федерального оператора по обращению с отходами I-II классов опасности и добавит новый вид деятельности в законе о корпорации.
По сути, сделан лишь первый шаг к осознанию масштабов грозящей глобальной экологической катастрофы.
По статистике, ежегодно в России образуется около 400 тысяч тонн опасных отходов, из которых только 1,5 процента может быть обезврежено на существующих объектах.
Сбор данных носит уведомительный характер и единой информационной системы в этой области нет. Поэтому нет и полных сведений о количестве, видах, составе, состоянии накопленных опасных отходов. Точное количество юридических лиц и предпринимателей, которые их образуют, также неизвестно. Сейчас предприятия отправляют данные об образованных опасных отходах в Росприроднадзор, а утилизацию проводят самостоятельно или передают специализированным компаниям.
Судя по количеству нелегальных свалок, те выполняют свою работу подчас крайне недобросовестно. И не только они: по результатам прокурорских проверок в 2017 году в деятельности федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов выявлено свыше 15 тысяч нарушений законов в отношении обращения с отходами.
Новый закон предполагает создание единой государственной информационной системы (ЕГИС). Она будет, с одной стороны, собирать информацию, с другой — помогать вести контроль.
ЕГИС будет отображать всех образователей опасных отходов, источники образования, объёмы и качественные показатели работы с отходами. Все предприятия, занимающиеся обезвреживанием, утилизацией и размещением отходов, могут пройти регистрацию в ЕГИС. На основе этих данных будут строить прогнозы, загрузку существующих и вновь создаваемых предприятий, оптимизировать транспортировку и переработку.
Так что появилась надежда, что отныне управлять отходами будут централизованно.
При попадании в окружающую среду отходов I класса опасности экосистема не восстанавливается вообще, а при попадании отходов II класса она восстанавливается только через 30 лет.
Массовое потребление и рост промышленного производства без должного государственного регулирования обращения с отходами ведут к постоянному увеличению нелегальных захоронений отходов, что становится угрозой национальной безопасности. Это особенно подчеркнул в своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме первый заместитель генерального директора ГК «Росатом» Кирилл Комаров.

«По статистике, каждую секунду в мире производится 13 тонн опасных отходов, или более 400 миллионов тонн в год. Эта проблема значима в мировом масштабе», — отметил Комаров.
В мире действует сразу несколько международных соглашений по обращению с опасными отходами. Наиболее важное из них и ратифицированное в России — Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях (СОЗ).
Она предусматривает обезвреживание накопленных объёмов СОЗ к 2028 году. Основные источники СОЗ — эксплуатируемое и вышедшее из обращения электротехническое оборудование, ёмкости с отработанными маслами и другими горюче-смазочными материалами, склады и неорганизованные захоронения пестицидов. «В любой стране это предмет особой государственной заботы, Россия не уникальна в желании выстроить именно государственную систему обращения с такими отходами», — подчеркнул Комаров.
Первый замглавы Росатома также рассказал о развитии инфраструктуры: «В стране должно появиться достаточное количество объектов, которые должны быть разумно расположены на территории нашей страны, чтобы обеспечить эффективное обращение таких отходов».
Представитель Росатома уточнил, что «первыми объектами будет четыре завода по химическому разоружению, которые необходимо переоборудовать и подготовить для этой деятельности». Помимо этого, будет определено ещё три площадки на территории страны по результатам разработки федеральной схемы.
«Мы пытаемся применить весь свой накопленный опыт и знания, а также лучшие мировые практики для того, чтобы выстроить в стране удобную, прозрачную и эффективную систему обращения с такими отходами», — заявил в своём выступлении первый заместитель генерального директора Комаров.
Согласно принятого закона, юрлица и индивидуальные предприниматели, образующие вокруг своей деятельности опасные отходы, будут выбирать: заниматься ими самостоятельно (обрабатывать, обезвреживать, утилизировать и размещать) либо передавать их федеральному оператору по заранее утверждённым тарифам.
Компании, имеющие необходимую лицензию, смогут пройти регистрацию в ЕГИС и войти в единую федеральную схему, получив дополнительные возможности для развития своего бизнеса.
Реализация федерального проекта «Создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I-II классов опасности» направлена на сохранение высокотехнологичных производственных мощностей и высококвалифицированных кадров благодаря перепрофилированию объектов по уничтожению химического оружия.
Будут созданы условия для инвестиционной привлекательности сектора для инвесторов и банков.
В результате в России появится прозрачный регулируемый рынок обращения отходов I и II классов опасности за счёт государственно-частных инвестиций с применением обоснованных тарифов
Заключение.
Для планомерного и позитивного развития системы субъект (человек, коллектив, общество, класс. государство) должен постоянно инициировать инновационные проекты. При отсутствии таких развивающих решений система накапливает в себе ситуацию риска и, таким образом, она объективно требует управления ею.
Автор полагает, что созданная в России, но не начавшая функционировать единая государственная система обращения с отходами I и II классов опасности, будет эффективным средством снижения риска глобальной экологической катастрофы.
А предлагаемый вариант эффективной, экологически безопасной и экономически выгодной утилизация токсичных отходов при использовании «Плазменного многофункционального комплекса по промышленному обезвреживанию отходов» правомерен по нижеследующим позициям:
- Он не противоречит единым правилам и принципам сформулированных в Основном законе (Конституции РФ) и иных нормативно-правовых актах Российской Федерации.
- В нем учтены не только количественные, но качественные последствия утилизации особо опасных отходов.
- Практически он — безальтернативный вариант, испытанный в работе в России и за рубежом.
Фанатики, выступающие против применения техники и инновационных технологий, а также экологи-идеалисты придумали термин «технофашизм», который относится ко всему миру научно- технического прогресса. Но они забывают о том, что жизнь современного общества полностью зависит от техники и технологии, значение которой будет только возрастать.
Самые ярые критики технического прогресса никогда бы не отказались от сложной операции, если бы она могла спасти им жизнь. А большинство из тех, кто осуждает современные методы производства, тем не менее, пользуются его благами.
Конечно, критика позитивистского мышления во имя осознания необходимости защиты и сохранения окружающей среды помогает защитить человечество от экологической угрозы. Однако нельзя бесконечно превозносить партии зеленых как «экологическую совесть» международного сообщества. Тем более что критика звучит только со стороны бездумных и недобросовестных журналистов, тщеславных политиков, недалеких идеалистов, не понимающих глобальных связей в нашем мире, и мечтателей-псевдоинтеллектуалов.
Практичное и реально мыслящее большинство воздерживается от критики. А эксперта, критикующего новый проект и не предлагающего никаких альтернативных решений, можно сравнить с дантистом, сверлящим зубы, но не пломбирующим их.
Сергей Санников