Хабаровский край – третья по величине территория в Российской Федерации, где живут чуть более 1,3 млн жителей. Богатые леса, реки, полные рыбы, развивающиеся отрасли металлургии и добычи золота, оборонная промышленность и многое другое делает сегодня этот регион стратегическим важным в экономике России и флагманом по партнерству со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Комсомольск-на-Амуре — город Президентского внимания
Комсомольск-на-Амуре – инженерная и промышленная столица Дальнего Востока России. В своем Послании Федеральному Собранию в декабре 2015 года Президент России Владимир Путин заявил о том, что «в рамках имеющихся программ нужно сконцентрировать ресурсы и, не откладывая, направить их на решение городских проблем Комсомольска-на-Амуре». Во исполнение поручения главы государства был разработан Долгосрочный план комплексного социально-экономического развития города. Документ в апреле 2016 года подписал Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. С тех пор бывшую комсомольскую стройку, город Юности называют «городом Президентского внимания».
Долгосрочный план включает в себя 33 организационных мероприятия и 27 объектов инфраструктуры. Срок реализации документа рассчитан до 2025 года. Общий объем финансирования составляет 62,9 млрд рублей, в том числе 49,3 млрд – средства федерального бюджета. Предусмотрено три направления развития Комсомольска-на-Амуре: формирование индустриального и инженерного центра Дальнего Востока, модернизация социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, создание современных общественных городских пространств.
Поехали!
Важнейшая отрасль региона – авиа- и судостроение – показывает стабильный рост. Главной стимулирующей мерой в этих отраслях остается гособоронзаказ. В январе 2013 года авиастроение выходит на новый виток развития, все это становится возможным благодаря президентскому вниманию – Путин лично контролирует загруженность Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Юрия Гагарина. В январе 2013 года КнААПО вошло в качестве филиала в ПАО «Компания «Сухой».

Сегодня региональное предприятие – производитель самолётов марки «Су» – участвует в трех приоритетных программах холдинга: по разработке и производству многофункционального истребителя Су-35, боевого авиационного комплекса пятого поколения и регионального пассажирского самолёта «Сухой Суперджет 100». Ранее здесь выпускались одноместные и двухместные модификации самолётов семейства Су-27 — Су-27СМ/СКМ, Су-30МК2, истребители палубного базирования Су-33, Су-33УБ. Также проводится ремонт и модернизация самолётов, стоящих на вооружении авиации ВВС и ВМФ России. КнААЗ — сертифицированный поставщик корпорации «Боинг».
В начале 2013 года опытный истребитель 5-го поколения Т-50 совершил перелет из Комсомольска-на-Амуре в подмосковный Жуковский, три новейших Су-35С (поколение «4++») долетели из города Юности в Ахтубинск, в испытательный центр Минобороны, а «Сухой Суперджет 100» впервые приземлился в Хабаровске на правах рейсового пассажирского лайнера. Все полеты прошли нормально. Это стало подтверждением тому, что отечественный авиапром не просто жив – он динамично развивается и востребован на рынке.
Сегодня завод является ведущей производственной площадкой основных перспективных продуктов Объединенной авиастроительной корпорации в военном сегменте Су-35 и Су-57. Кроме того, завод выпускает боевые самолеты Су-27СМ, Су-30. Работы по программам Су-35, Су-27СМ и Су-30 выполняются в рамках контрактов с Министерством обороны РФ.
Реализация программы производства Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации в интересах Министерства обороны РФ доверена именно Комсомольскому авиазаводу «Сухого», что дает перспективы развития предприятия на многие десятилетия вперед.
Численность сотрудников завода сегодня – более 10 тысяч специалистов, все они – жители Комсомольска-на-Амуре.
Еще мы делаем корветы!
Еще одно масштабное предприятие города – Амурский судостроительный завод – основан в 1936 году с целью укрепления обороноспособности страны и является одним из старейших предприятий судостроительной отрасли, базовым и единственным крупным предприятием судостроительного профиля в Дальневосточном регионе России.

Предприятие создано и развивалось как основная судостроительная база Дальнего Востока по строительству подводных лодок и боевых надводных кораблей для ВМФ, а также судов различного класса и назначения. Оно является единственным предприятием на Дальнем Востоке, имеющим базу для строительства кораблей для ВМФ как с обычной, так и с ядерной энергетической установкой. Завод оснащен всеми видами производства и обладает всеми необходимыми лицензиями, позволяющими выполнять весь комплекс работ по строительству и ремонту боевых кораблей, подводных лодок и судов с ядерной и с традиционной энергетической установкой.
Производственные мощности, техническая оснащенность предприятия обеспечивают возможность строительства подводных лодок, кораблей и судов спусковой массой до 10 000 т, длинной до 150 м и шириной до 15 м, выполнения средних ремонтов подводных лодок проектов 971, 877.
Корветы Амурского судостроительного сегодня – одни из лучших на флоте.
Четвёртый год подряд Тихоокеанский флот занимает первое место в ВМФ России по боевой подготовке. Об этом в декабре 2020 года сообщал командующий Тихоокеанским флотом адмирал Сергей Авакянц:
– На счету Тихоокеанского флота в прошлом году два масштабных оперативных учения с группировкой сил в дальней морской зоне. В августе основными районами проведения учений стали Чукотский полуостров и акватория Берингова моря. Стоит отметить, что на фоне плановых мероприятий боевой подготовки флота прошёл «Океанский щит – 2020» под непосредственным руководством главнокомандующего ВМФ России адмирала Николая Евменова.
Корветы «Громкий» и «Совершенный», построенные на Амурском судостроительном заводе и переданные Тихоокеанскому флоту в 2017 и 2018 годах, впервые провели в Чукотском море совместную артиллерийскую стрельбу на подавление невидимой береговой цели, скрытой рельефом местности. Сложная мишенная позиция имитировала долговременные огневые точки, боевую технику и укрепления условного противника.
Кстати, именно эти два корабля, а также последующие корветы этой серии призваны стать основной ударной группировкой сил ВМФ по обеспечению безопасности ближней морской зоны на Дальнем Востоке. Адмирал Авакянц неоднократно высказывался о высоком классе и отличном качестве построенных амурскими корабелами корветов.
В декабре прошлого года Министерство обороны России заключило с Амурским судостроительным заводом контракт на строительство еще шести корветов.
Инвестировать в Хабаровский край
Нефтегазоперерабатывающая промышленность представлена Комсомольским нефтеперерабатывающим заводом компании «Роснефть» мощностью 8 млн тонн в год. Это крупнейший нефтеперерабатывающий комплекс на Дальнем Востоке, нефть поступает из Западной Сибири по железной дороге и с острова Сахалин по нефтепроводу из города Охи.
12 декабря 2013 года Президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил создать на Дальнем Востоке и в Сибири сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевого производства, ориентированного, в том числе, и на экспорт.
Территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) – это территория с особым правовым режимом ведения деятельности, предлагающим ряд налоговых льгот и административных преференций для инвесторов.
Свободный порт (СПВ) – это территория, на которой устанавливаются меры государственный поддержки предпринимательской деятельности, включая налоговые льготы, административные преференции и специальный визовый режим для иностранных граждан.
Хабаровский край – один из крупнейших и уникальных субъектов Российской Федерации. Валовой продукт края в основном формируют промышленные предприятия. Флагман экономики региона – высокотехнологичное производство.
Регион обладает развитой инвестиционной инфраструктурой: здесь действуют три территории опережающего развития – «Комсомольск», «Хабаровск» и «Николаевск». На Ванинский и Советско-Гаванский районы распространен режим Свободного порта. Преференции, которые предлагают ТОСЭР и Свободный порт, позволяют привлекать бизнес, способствуют производству конкурентных товаров.
Преимуществом Хабаровского края является выгодное географическое положение. Территория занимает ключевые позиции в единой транспортной системе Дальнего Востока. Именно здесь пересекаются пути из Азии в Европу. В Хабаровском крае создан специализированный орган межведомственной компетенции – АНО «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края». Его задачи – продвижение региона в мировом экономическом пространстве, привлечение инвестиций и сопровождение инвестиционных проектов по принципу «одного окна».
Хабаровск – столица Хабаровского края – является ключевым логистическим и инфраструктурным узлом в товарообмене между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Расположен на правом берегу реки Амур в 20 километрах от границы с Китаем.
Хабаровский край расположен в центральной части российского Дальнего Востока. Граничит на юго-западе с Китайской Народной Республикой, на юге — с Приморским краем, на западе — с Еврейской автономной и Амурской областями, на северо-западе и севере — с Республикой Саха (Якутия), на севере — с Магаданской областью.
Японское качество для хабаровчан
Один из примеров успешных инвестиционных кейсов – проект японской компании «Джей Джи Си Эвергрин». Предприятие вышло на хабаровский рынок как производитель высококачественной, экологически чистой продукции. Огурцы и томаты, выращенные в теплице по передовым технологиям со строгим соблюдением японских традиций качества, быстро завоевали доверие и любовь покупателей. Тепличный комплекс, в котором выращиваются овощи, занимает 2,5 Га на территории индустриального парка «Авангард», одной из площадок ТОСЭР «Хабаровск». Компания «Джей Джи Си Эвергрин» стала первым иностранным инвестором-резидентом, который вошел в состав ТОСЭР и уже приступил к реализации проекта. Общая сумма инвестиций, вложенных в проект на первом этапе, составила 556 млн рублей.
Резиденты ТОСЭР получают ряд преференций от государства: льготные ставки по налогу на прибыль, на имущество организаций, на землю, льготную ставку страховых взносов на период 10 лет, привлечение иностранной рабочей силы вне квот, применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Государство также обеспечивает подведение инфраструктуры к площадке резидента за счет средств федерального и регионального бюджета.
Тепличный комплекс был построен очень быстро, буквально за полгода. Строительство началось 1 июля 2015 года, а 29 декабря работники уже приступили к первой посадке растений.

В строительстве участвовало несколько компаний-подрядчиков, как российских, так и зарубежных. Основной договор подряда был заключен с компанией «Тепличные технологии», которая занималась непосредственным возведением конструкций. Настройка и установка автоматики производились голландскими специалистами.
– Основной причиной нашего вступления в ТОСЭР стали значительные налоговые и другие преференции, предоставляемые резидентам. Это позволило нам существенно снизить себестоимость продукции и сделать ее более доступной для потребителя. В планах «Джей Джи Си Эвергрин» – расширить территорию тепличного комплекса до 10 Га, чтобы полностью удовлетворить потребность жителей Хабаровска в свежих и качественных овощах. В перспективе кроме огурцов и томатов наш ассортимент дополнит сладкая японская клубника. Кроме этого, мы рассматриваем возможность выращивания ряда культур в открытом грунте – например, картофеля, моркови и лука. Это позволит не останавливать производство даже в летние месяцы, когда теплицы закрываются на стерилизацию», – говорит Томоюки Игараси, генеральный директор «Джей Джи Си Эвергрин».
Больше молока
В небольшом поселке Хор (Лазовский район Хабаровского края) работает с большой долей иностранных инвестиций предприятие «Хорская буренка». Управляет предприятием, как и другим подобным — «Сергеевским» — компания «ЕвроАзия-Групп», которая создана на территории региона, является российским налоговым резидентом, имея возможность при этом использовать для развития региональных предприятий средства иностранных капиталов. А кредитные средства и бюджетные субсидии не использовать вовсе.
Инвестором за полтора года вложено в «Хорскую буренку» 697 млн рублей. На эти деньги погасили предыдущие долги предприятия (напомним, что долгое время это было именно краевое предприятие, которое финансировалось за счет региональной казны), обновили парк техники (сегодня предприятие не просто производит молочную продукцию, но и обеспечивает кормовую базу для своих молочных ферм и развивает животноводство), инвестиции обеспечили стабильную и своевременную зарплату. За три последних года в бюджеты всех уровней «Хорская буренка» принесла точно и в срок 91,5 млн рублей налогов. Весомо для небольшого села, не правда ли?
– Мы можем производить творожки, в том числе с фруктовыми наполнителями, йогурты. Есть планы по строительству еще одного коровника и, как следствие, расширению молочного поголовья для увеличения количества молочного сырья. Спрос на продукцию есть, в некоторых магазинах она очень быстро заканчивается, хотелось бы нашим молоком снабжать большее количество жителей региона, – говорит главный технолог молочного завода Надежда Малышева.
В июне 2020 года Президент России Владимир Путин поручил правительству за три месяца утвердить национальную программу развития Дальнего Востока до 2024 года и на перспективу до 2035-го. Согласно пожеланиям Президента, в программу должны быть заложены увеличение продолжительности жизни населения, остановка миграции из региона, повышение качества жизни. В целях, достижение которых до 2024 года должно обеспечить правительство, – создание не менее 30 тыс. новых рабочих мест и не менее 200 предприятий на «территориях опережающего социально-экономического развития». Надо ли говорить, какая задача стоит у регионов Дальнего Востока по привлечению инвестиций.
ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ
Купить квартиру в Хабаровске сегодня – удовольствие не из дешовых. Дальневосточный город – в рейтинге городов с самой большой стоимостью квадратного метра. Зачастую, продав квартиру здесь, хабаровчане могут купить себе квартиру в Санкт-Петербурге или даже в Подмосковье. Одна из главных задач российского правительства сегодня – удержать население на Дальнем Востоке. Так, в 2020 году здесь стала реализовываться «Дальневосточная ипотека» – программа льготного кредитования для молодых семей на Дальнем Востоке и получателей земли по программе «Дальневосточный гектар» для ИЖС. Ипотеку можно получить на срок до 20 лет по ставке 2% годовых, максимальный размер кредита достигает 6 млн рублей.
Более 1,1 млрд рублей составила общая сумма по кредитным договорам, заключенным по программе «Дальневосточная ипотека» за первый месяц ее реализации. В настоящее время прием заявок и выдачу кредитов ведут 5 банков: банк «ДОМ.РФ», ПАО «Азиатско-Тихоокеанский банк», ПАО «ВТБ», ПАО «СБЕРБАНК», ПАО «Дальневосточный банк». Эти банки выдали более 300 кредитов.
Средняя сумма займа составила 3,59 млн рублей. Всего в программе примут участие 14 банков, представленных в ДФО.
– Интерес к программе «Дальневосточная ипотека» остается с запуска программы стабильно высоким: более 4,3 тысяч заявок уже поступило в банки. Рассмотрение поступивших документов и одобрение занимает определенное время, поэтому сумма выданных кредитов, число кредитных договоров продолжит расти, – прокомментировал генеральный директор Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке Сергей Ховрат.
Деловые люди Хабаровского края
О том, какой бизнес сегодня ведут в регионе, с чем связывают его дальнейшее развитие, мы спросили молодых бизнесменов региона.
Генеральный директор ООО «Голиаф», владелец сети ателье и шоурумов Marka Marka, председатель Комитета по легкой промышленности регионального отделения объединения «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и ЕАО Марк Завгородний:
– Направления моего бизнеса – это производство военной одежды, атрибутики и символики для военных магазинов не только Хабаровского края, но и всего Дальнего Востока. Кроме того, недавно запустили сеть ателье и шоурумов Marka Marka в Хабаровске, сами производим и продаем одежду. Также занимаемся экспортом – продаем товары собственного производства из сферы красоты по всему миру. У нас есть свой склад в Америке, где и находится основная часть покупателей.
Благоприятен ли Хабаровский край для развития бизнеса? Я еще недостаточно развился для того, чтобы считать или не считать регион благоприятной территорией для развития бизнеса. У меня сейчас хватает ресурсов для развития, есть планы, возможности развиваться и захватывать больше. Есть куда расти – потолок еще не достигнут. Для той деятельности, которую веду я в плане бизнеса, территория достаточно благоприятная. Нам есть что производить. На примере того же шоурума мы видим, что люди не закрыли свои потребности по одежде, есть куда развиваться.
В планах расширения и развития бизнеса нужно быть готовым к тяжелым испытаниям. Нам это чётко показала пандемия. Нужно стремиться к большей автоматизации, большему количеству материальных запасов. На нестабильном рынке нужно повышать собственную выживаемость. Планы – укрепляться, закрепляться и пробовать новые направления, смежные с нами. И разговор не только о Хабаровском крае. Учитывая то, что у нас уже есть опыт выхода на мировой рынок, мы планируем, что вся одежда, печать на ткани, всё то, что мы производим, – попробуем отправлять на экспорт. Смотрим на мир широко открытыми глазами.
Что касается особенностей ведения бизнеса в Хабаровском крае – это низкая плотность населения, отсюда и низкий спрос. Нужно создать действительно что-то нужное людям, чтобы закрепиться на рынке. Здесь не приживается случайный бизнес. Работают только те, кто действительно нужен. К сожалению, у меня пока нет опыта работы в других регионах, поэтому более масштабно не могу оценить этот показатель. Думаю, что если мы сможем развиваться здесь, то сможем это сделать везде.
Конечно, если говорить о роли Владимира Путина на Дальнем Востоке и в Хабаровском крае в частности, то нельзя не упомянуть такие программы и меры поддержки, как «Дальневосточная ипотека», «Дальневосточный гектар», ТОСЭР. Благодаря своей общественной деятельности я вижу, что эти меры работают, вижу предпринимателей, которые участвуют в этих процессах, заметно, как выстраивается диалог между бизнесом и представителями власти. Лично я использовал поддержку от экспортного центра, с помощью которого и получилось выйти на мировой рынок.
Директор ООО «Сониктранс» (официальный дилер КАМАЗ в Хабаровском крае) Игорь Филиппов:
– C 2017 года компания является дилером трех крупных торговых марок и поставляет в регион крупную технику для выполнения больших заданий. Мы видим, как развивается регион, а для его развития нужна быстрая поставка техники и качественное сервисное обслуживание.
Современная сервисная база компании располагается вдоль региональной трассы Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре (трасса «Восток», п. Мирный) и недалеко от объездной трассы в обход города Хабаровска, что обеспечивает удобную логистику и обслуживание техники на всех этапах эксплуатации. Предприятие имеет солидную базу, аттестованных сервисных специалистов, сервисные автомобили.
В распоряжении ООО «Сониктранс» – большая ремонтная зона площадью 1500 квадратных метров, где на постоянной основе проводится обслуживание любой спецтехники. Потребители спецтехники находятся в Хабаровском, Приморском краях, ЕАО, Амурской области. Поставки предприятиям Дальнего Востока техники ежегодно растут, она активно используется в дорожной, лесной, энергетической отраслях и, конечно, в горнодобывающей отрасли. Качественная техника — это успешный итог работы предприятия во всех его звеньях.
В наступившем году хотим расширять ассортимент модельного ряда за счет привлечения российских и иностранных брендов дорожно-строительной техники. Дилерство – это, прежде всего, удобство для клиентов. Выбор должен быть достойным, надо работать над тем, чтоб он был. Еще планируем здесь у себя делать надстройки на шасси КАМАЗ.
Генеральный директор ООО «Завод Металлэнерго» Александр Диденко:
– В прошлый сложный год, осенью, мы запустили завод. Пока здесь работают 25 человек, но мы знаем, что предприятие будет развиваться, и заказы обязательно будут. В наших цехах новейшее сварочное оборудование, оборудование плазменной резки. Мы производим полный спектр металлоизделий, применяемых при строительстве, в том числе воздушных линий электроснабжения и линий наружного освещения. Строители, железнодорожники, ТСЖ и многие другие – вот лишь неполный список наших потенциальных клиентов. Строительная отрасль, давшая сбой в 2020 году, в нынешнем году будет динамично развиваться, ведь в регион заходят крупные федеральные и иностранные проекты, которым будет необходима продукция нашего предприятия. А местный производитель, тем более в таком регионе, как Хабаровский край, – это всегда наличие товара за счет местного производства, конкурентные цены и удобная логистика.