Но исследователи подчеркивают существенные различия между Петром и остальными Великими. И Александр Македонский, и Карл Великий и другие знаменитые венценосцы смотрели на свой народ, как на орудие к исполнению их обширных планов, действовали большей частью по эгоизму и гонялись за своею мечтою. Она исчезла вместе с ними, и дела в государстве входили в прежний порядок.
Петр же сливался со своим государством: смотрел на Россию, как на свою царицу, и служил ей, вместе со своими подданными, верою и правдою, проходя ступени этой службы от бомбардира и барабанщика до генерала. Он не знал иной славы кроме славы России. Для России он работал с топором в руках на Амстердамской и Заандамской верфях, для России обрекал себя на строгий суд потомства делами ужаса и крови. В жертву России принес он родного сына, готов был неоднократно принести самого себя, никогда не изменяя тому, что говорил солдатам накануне Полтавской баталии: «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную веру и церковь… А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».
Россия обязана Петру Первому регулярным войском и флотом, первыми фабриками, первыми школами, академиями, победами и господством в Балтийском море, связью с Европой. В его царствование, продолжавшееся почти 36 лет, произошло завершение процесса формирования единой русской нации.
21 год продолжалась знаменитая Северная война со Швецией за выход к Балтийскому морю и возврат исконно русских земель. Чаша весов в этой войне склонялась то в одну, то в другую сторону. Русская армия мужала в этих сражениях. И в 1709 году она нанесла сокрушительное поражение Карлу XII и его армии в битве под Полтавой, после которой шведы больше никогда не приближались к любимому детищу Петра – Санкт-Петербургу. А в одиннадцатую годовщину Полтавской битвы 27 июня 1720 года Россия разбила шведский флот у Гренгамна. Начавшись на суше, северная война закончилась на море. Она стала великой школой для русской армии и флота, русских полководцев, офицеров, солдат и матросов. На полях ее сражений и в морских баталиях ковалась доблесть и множилась сила ее гвардейских полков и флотских экипажей.
Киселев К.В. «Русскому флоту быть!»
И вот одна из песен, сложенных в честь Петра Великого, прославляющая его личное мужество, проявленное императором в Полтавской битве.
Было дело под Полтавой, Дело славное, друзья! Мы дралися там со шведом Под знаменами Петра. Наш могучий император – Память вечная ему – Сам командовал полками, И как сокол он летал. Сам командовал полками, И как сокол он летал, Сам ружьем солдатским правил, Сам и пушки заряжал. Бой кипел. Герой Полтавы, Наш державный великан, Уж не раз грозою грянул На могучий вражий стан. Пули облаком носились, Кровь горячая лилась. Вдруг одна злодейка — пуля В шляпу царскую впилась… Видно, шведы промахнулись – Император усидел, Шляпу снял, перекрестился, Снова в битву полетел. | Много шведов, много русских Пред Полтавою легло… Вдруг еще впилася пуля В его царское седло. Не смутился император, Взор как молния сверкал, Конь не дрогнул от удара, Лишь быстрее поскакал. Но как раз и третья пуля Повстречалася с Петром, Прямо в грудь она летела И ударила как гром. Диво дивное свершилось: Император усидел. На груди царя высокой Чудотворный крест висел. С визгом пуля отскочила От широкого креста, И спасенный победитель Славил господа Христа. Было дело под Полтавой; Сотни лет еще пройдут, — Эти царские три пули В сердце русском не умрут. |
По материалам Антологии русской военной песни. В трех томах.
Составитель Бирюков Ю.Е. Москва. Издательство «Современная музыка», 2018