«НЕСМОТРЯ НА ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРАН – ЧЛЕНОВ СНГ В 2020 ГОДУ В ЦЕЛОМ ПРОДОЛЖАЛО РАЗВИВАТЬСЯ ПО ВСЕМ НАПРАВЛЕНИЯМ: В ЭКОНОМИКЕ И ТОРГОВЛЕ, В ПОЛИТИКЕ И СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ, НА КУЛЬТУРНО ГУМАНИТАРНОМ ТРЕКЕ. ОБ ЭТОМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ И СОЛИДНЫЙ ПАКЕТ РЕШЕНИЙ И ДОГОВОРЁННОСТЕЙ…»
(В. В. Путин. Из выступления на заседании Совета глав государств СНГ, ноябрь 2020 г.)
– В 2021 году страны СНГ отмечают тридцатилетие своего союза. Как Вы оцениваете состояние этого сообщества, есть ли у него перспективы?
– Перспективы огромные. Роль структуры СНГ, институтов, которые созданы в рамках союза, велика. Во-первых, активно функционирует Межпарламентская ассамблея СНГ (МПА СНГ), объединяющая представителей парламентов всех государств. У нас множество наработок в рамках межправительственных связей. Большую работу осуществляет Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан государств – участников МПА СНГ, который даёт свои рекомендации по проведению выборов. Если говорить о его деятельности обширнее – он осуществляет экспертное обеспечение работы международных наблюдателей от МПА СНГ по наблюдению за подготовкой и организацией выборов. Основная задача института – оказание помощи нашим братским странам. Наблюдатели и эксперты анализируют избирательное законодательство, соответствие международным стандартам, отмечают достижения и недочеты в организации электоральной работы. Перспективы колоссальные и по всем направлениям: в экономике и торговле, в политике и сфере безопасности, на культурно-гуманитарном треке. Укрепляется взаимодействие участников СНГ в вопросах обеспечения безопасности на постсоветском пространстве, охраны внешних границ Содружества, противодействия таким актуальным угрозам, как терроризм, правонарушения в информационной и других областях. Такие направления определены руководителями наших государств, организациями, которые созданы в рамках СНГ, межправительственными комиссиями МПА СНГ, и везде есть серьёзные вопросы, над которыми надо усердно работать. Я считаю, что в перспективе мы могли бы возродить своего рода Союз братских народов и совместно противостоять всем вызовам, которые стоят перед нами. Но осуществить это возможно только в случае глубокой экономической и политической интеграции. Хорошим примером является наш союз с Белоруссией, базирующийся на тесном партнёрстве во всех сферах .
– За время существования СНГ менялись ли приоритеты взаимодействия России со странами – членами Содружества?
– В приоритете развитие отношений со всеми странами-членами без исключений. Мы выступаем за поддержание диалога со всеми членами СНГ и осуществляем работу с каждым. Так, данного курса придерживается Валентина Матвиенко в рамках МПА СНГ, которая реализует эффективное взаимодействие с большинством международных парламентских организаций, ведет активный диалог с партнерами, защищая общие интересы. Россия выступает и за углубление гуманитарных связей между странами Содружества, призванных сохранить единое культурное и научно-образовательное пространство наших государств. В этом контексте хочу отметить успешный опыт проведения государствами Содружества совместных тематических годов. Их программа планируется заблаговременно. Так, 2021 год объявлен Годом архитектуры и градостроительства. 2022 год будет посвящен вопросам развития народного творчества и сбережения богатого культурного наследия. Мы всегда гордились таким наследием и культурным своеобразием каждого народа бывшего СССР. Нельзя об этом забывать, это то, что, безусловно, является нашей гордостью. А 2023 год будет посвящён продвижению русского языка как языка межнационального общения. Это создаёт для нас определённую атмосферу и облегчает работу. Но, что ещё более важно, в наших странах, в особенности в России, работает большое количество трудовых мигрантов. И для всех нас, в том числе для этих людей, для миллионов этих людей, конечно, очень важно своевременное освоение русского языка. Вся деятельность СНГ в прошлом году проходила под знаком 75-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне. Военные подразделения ряда стран Содружества участвовали в параде на Красной площади. Президент России на заседании глав государств СНГ выразил признательность партнёрам по организации за поддержку выдвинутых Россией на международных площадках инициатив по сохранению исторической правды и противодействию оправданию нацизма в любых его проявлениях. Он подчеркнул, что необходимо и далее действовать солидарно, защищая память о подвиге наших народов, ценой огромных и невосполнимых жертв спасших мир от агрессии. Великая Победа не только принесла мир, но и позволила заложить прочный фундамент современного миропорядка. Участники прошлогоднего заседания глав государств СНГ приняли важное заявление – заявление по случаю 75-летия Организации Объединённых Наций. Принципиально важно, что в нём чётко подтверждается приверженность стран СНГ Уставу ООН, подчёркивается центральная координирующая роль ООН в международных делах.
– Как взаимодействуют стра ны СНГ в рамках Евразийского Экономического Союза?
– Сразу хочу подчеркнуть, что, на мой взгляд, ЕАЭС, в состав которого входят пять стран (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация), – один из самых перспективных союзов, существующих в мире. Полагаю, что развитие данного Союза должно проходить не только в пределах экономики, но и политики в целом. Но не будем затрагивать данный вопрос, а сосредоточимся на экономическом аспекте: колоссальный рынок, крупные возможности – это тот самый ресурс, способный противостоять всепоглощающему мировому глобализму. Если бы мы использовали весь спектр возможностей ЕАЭС, задействовали всю мощь данного союза, то на сегодняшний день не существовало бы более значимого экономического объединения в мире.
– Существует еще взаимодействие в рамках Организации Договора о Коллективной безопасности. Не является ли на сегодняшний день ОДКБ как военно-политический союз явным оппонентом ипротивником НАТО?
– Безусловно, является. Хоте лось бы вспомнить позорное под писание Горбачёвым документа о выводе Западной группы войск. Отмечу важный момент того договора: Западом было обещано, что никакого расширения НАТО на Восток не произойдёт. А где сейчас находятся натовские и американские войска? Они фактически размещены на границах Российской Федерации. И противопоставить им возможно только коллективную безопасность. Важно понимать, что, работая в рамках ОДКБ, мы защищаем не только себя, но и своих друзей. ОДКБ выступила с предупреждением в адрес НАТО: «Серьёзный конфликтный потенциал накапливается в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ. Члены ОДКБ призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на Восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств-членов».
Ранее существовал Варшавской договор, который сдерживал развитие НАТО, но сейчас подобного нет. Поэтому в целях безопасности нашей территории и дружественных государств ОДКБ и функционирует. При наличии какой-либо угрозы мы, безусловно, выполним все пункты договора, которые были подписаны с нашими партнерами и братскими странами. ОДКБ остается гарантом территориальной целостности наших стран и невмешательства в их дела. Как указано вдокументах Организации, государства ОДКБ «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного ивоенно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам». Сейчас в ОДКБ входят Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация, Таджикистан и Узбекистан.
– Насколько сильно сказался на организации выход двух стран (Грузии и Украины) из СНГ?
– Отмечу сразу аспекта этого вопроса. Это, прежде всего, катастрофа для стран, выходящих из СНГ. Для остальных членов Союза – тоже, конечно, крупная потеря. Подобные ситуации накладывают негативный отпечаток на все стороны. Но данный союз в рамках СНГ обеспечивает безопасность каждой стране, входящей в объединение, и поддержку каждому участнику в случае любых происшествий и пертурбаций. Так что в большей степени теряют страны, выходящие из Союза: это колоссальные экономические, культурные, духовные лишения, которые претерпевают государства.
– Каковы перспективы возвращения Туркменистана всостав действующих членов? Выгодно ли это Российской Федерации?
– Это выгодно всем, не только Российской Федерации. В первую очередь самому Туркменистану, но также и другим государствам. Это взаимовыгодное сотрудничество: Туркменистан обогатил бы СНГ, в свою очередь, страны Содружества принесли бы большую пользу республике.
– Какие основные проблемы существуют у СНГ как у организации?
– Проблемы есть. Основная – не учитывается эмпирическая составляющая. Если бы мы использовали наработки советских лет, приняли бы во внимание опыт СССР, когда в единый союз были объединены 15 республик (между прочим, в те годы мы вышли на второе место на международной арене по своему экономическому и политическому потенциалу, а в некоторых отраслях – на первое), если бы мы создали единую систему с совместным планированием экономики и выстраиванием общей системы безопасности, привели законодательство к единому знаменателю, то мы гораздо проще справились бы со многими проблемами. Увы, в сегодняшних условиях зачастую каждой стране приходится бороться по отдельности. Но мы помогали, помогаем и будем помогать. Не следует выдумывать новое: СНГ – это объединение, призванное обеспечивать всестороннюю взаимную поддержку всем членам организации. Впереди нас может ждать ещё множество трудностей, которые придётся преодолевать общими усилиями. Первое, с чем придётся столкнуться, – это с борьбой, которую против нас начала Америка и некоторые европейские страны, по расчленению нашего государства. Пропаганда несанкционированных акций, цветных революций – везде один и тот же сценарий. Напомню, что участников митингов в США, ратующих за защиту своих голосов, именовали террористами.
– Как Россия помогает странам СНГ в борьбе с пандемией?
– Борьба с пандемией наглядно продемонстрировала, что по отдельности подобные проблемы решить невозможно – только совместно. Коронавирус стал в некотором смысле катализатором тенденции сотрудничества между государствами. Важно, что государства Содружества с самого начала исходили из целесообразности коллективных подходов в борьбе с эпидемией. Была налажена координация между санитарными службами. Ведётся работа над соглашениями о сотрудничестве по санитарной охране территорий и реагировании на чрезвычайные ситуации эпидемиологического характера. В частности, государствам Содружества Россией переданы тест-системы и реагенты для проведения в общей сложности порядка одного миллиона 300 тысяч исследований на COVID-19. Об этом говорил в своем выступлении на заседании стран СНГ Прези дент России.
Во многие страны Содружества, в том числе в Азербайджан, Армению, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Молдавию и Узбекистан, направлялись российские миссии врачей и эпидемиологов для оказания практической помощи в профилактике, диагностике и лечении коронавируса. Безусловно, мы занимаемся поставкой вакцин и планируем продолжать поставлять необходимое количество препарата «Спутник V» во все страны СНГ. В настоящее время появились и другие наши вакцины. Россия предлагает вместе заняться организацией их производства.
Мы наблюдаем обострение обстановки вАрмении. Какие меры в связи с этим может применить Россия?
- Ситуация понятна всем, а произошедшее обусловлено тем, что политическое руководство Армении ориентируется на западные страны, на других личностей – фактически Сорос стал субъектом управления в отношении внутренней политики Армении. Тем не менее я не представляю развитие этой страны без России и наоборот. Нельзя забывать, что у нас единая история. Так, сегодня гарантом стабильной обстановки в Армении является наша военная база, гарнизоны которой дислоцируются в Гюмри и в Ереване. Ситуация, развернувшаяся вокруг Нагорного Карабаха, подтвердила, что разрешить все разногласия, которые длительное время существуют между Азербайджаном и Арменией, способна только Российская Федерация. Мы имеем опыт позитивного разрешения подобных конфликтов, в отличие от других стран. Например, США так и не смогли разрешить разногласия в Афганистане, Ливии, Ираке. А мы в своё время остановили настоящее кровопролитие в Молдавии благодаря деятельности наших «голубых касок».
.Уже отмечалось, что Россия предприняла определённые посреднические усилия, чтобы остановить кровопролитие в нагорно-карабахской зоне, добиться полного прекращения огня и начать процесс стабилизации. При этом мы стремились следовать ключевым договорённостям, достигнутым в Минской группе ОБСЕ, в частности, между её сопредседателями – Российской Федерацией, Францией и Соединёнными Штатами Америки. Размещённые вдоль линии соприкосновения российские миротворцы делают всё, чтобы не допустить нового обострения обстановки. Теперь перед международным сообществом и, несомненно, перед всеми нашими странами стоит важная задача оказания помощи пострадавшим районам в решении гуманитарных проблем, связанных в том числе с возвращением беженцев, в восстановлении разрушенной инфраструктуры, в защите и восстановлении памятников истории, религии и культуры. Аналогичная ситуация в Сирии. Да, имеются локальные конфликты, но глобальная война с мировым терроризмом закончилась. Мы имеем колоссальный опыт в области миротворчества, в защите не только своих соотечественников, но и близких друзей, с которыми мы соединены вековой дружбой, единой историей. Суммируя все вышесказанное, еще раз повторю: невозможно представить, что Армения или Азербайджан смогли бы выйти самостоятельно из данного конфликта без помощи Российской Федерации.
– В какой степени парламенты стран СНГ могут оказывать влияние на внутреннюю и внешнюю политику в своих странах, влияние на решения главы государства?
– Там, где парламенты осуществляют законодательную власть, они, естественно, взаимодействуют с главами своих государств и правительствами. Ведь в подготовке и принятии законов страны участвуют все ветви власти: исполнительная и законодательная. Что касается отношений между парламентами стран СНГ, то мы не имеем права вмешиваться в дела суверенных государств. Наши советы носят исключительно консультативный и рекомендательный характер. Но я бы хотел вновь обратиться к отличному, на мой взгляд, примеру нашего сотрудничества с другими странами в рамках СНГ – деятельности международных наблюдателей.
Подчёркиваю: суверенные государства ведут суверенную внутреннюю и внешнюю политику, в которую мы не вмешиваемся. Данные положения четко прописаны в Уставе СНГ, и мы им безукоризненно следуем.
Марина Ахмаева