15 декабря будут объявлены победители первой Национальной литературной премии «Слово», учрежденной Союзом писателей России и Российским книжным союзом. Премия стартовала 15 июля 2024 года при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив. Председатель Попечительского Совета премии – советник Президента РФ по вопросам культуры Елена Александровна Ямпольская. Сопредседатели – Президент Российского книжного союза Сергей Вадимович Степашин и Председатель правления Союза писателей России Николай Федорович Иванов. 15 ноября состоялось объявление списка финалистов.
![](https://persona-strany.ru/wp-content/uploads/2024/12/slovo_nacionalnaja-premija-1024x623.jpg)
На вопросы журнала «Персона Страны» ответил Председатель жюри премии «Слово» Николай Иванов. Беседу вел прозаик, публицист Юрий Шурчков:
![](https://persona-strany.ru/wp-content/uploads/2024/12/slovo_nacionalnaja_premija2-1024x696.jpg)
— Премия «Слово» вышла на финишную прямую. Что это за конкурс, и было ли раньше что-то подобное в Союзе писателей России?
— Литературные премии – это движитель литературного процесса. Они стимулируют писателя, определяют вектор литературного развития страны. Для нас очень важно, какая это премия, кто её возглавляет, кто подается и как сформулирована тема. Например, премия «Прохоровское поле» – о героике, о Великой отечественной войне, о защите Отечества. «Арктическая премия» совместно с Мурманской областью – о работе людей, связанных с Арктикой. Премия «Душа природы» – о животном мире и живой природе. «Моя Россия» – о России. Премии у нас были всегда, и мы уделяем им пристальное внимание, авторитетом дорожим.
Премию «Слово», с участием государства в лице президентского Фонда культурных инициатив, мы проводим впервые. Она оказалась объединительной, потому что в состав экспертов, жюри и попечительского совета вошли писатели, которые раньше практически не контактировали друг с другом: из Союза Российских писателей, из Пен-центра, писатели-одиночки, из Союза писателей России, общественные деятели. Еще не начавшись, она уже начала работать на объединение литературного пространства – вот в чем ее достоинство. Мы четко обозначили позиции – премия «Слово», в первую очередь, о литературном слове. Слово о Родине, об Отечестве. Для нас главным оказалось качество произведений.
Призовой фонд впервые превысил 16 000 000 рублей. За первое место в номинации «Мастер проза» и «Мастер поэзия» – по 3 000 000 рублей, и это не просто деньги. Суммы показали уважение к работе писателя. Если есть общественное признание, то мы готовы это выразить даже в такой огромной сумме.
Эта премия оказалась скоротечная, гранты всегда скоротечны, и здесь идет мобилизация оргкомитета. Она не под кого-то – вот ты напишешь книгу – и будет тебе премия. Нет. Вам дано всего два месяца с июня по сентябрь, чтобы представить уже написанное. Т.е. вы работали, создавали произведение, сделали свое писательское дело… И тут появляется премия!
Важную роль играет творческая независимость нашей премии. Мы уже объявили длинный и короткий списки. У нас 30 экспертов, которые читали все рукописи. На премию подано 3032 заявки, впервые за постсоветское время! Это говорит о том, что Россия остается читающей и пишущей страной, и что люди соскучились по объективности литературных премий. Будем честны, у нас есть писатели – трижды, четырежды лауреаты одной и той же премии. Был свой кружок, который оплачивался премиальным фондом. Это была система поддержки своего круга. Ясно, что там не было выбора. А в нас люди поверили и прислали свои работы.
— Какие еще особенности у премии «Слово»?
— Особенность премии в том, что мы ограничили ее глубиной времени создания. Это книги, рукописи с 2022 года. Да, это начало СВО, мы не боимся это обозначать, это новейшее время новой России. Мы прекрасно понимаем, что книги о периоде 22-23-24 год, особенно в прозе, еще пишутся, еще не изданы. Даже книги 22 года, задумывались в 20-м году, поэтому, мы пошли на прием рукописей. Половина номинантов – это люди с рукописями.
— Новые номинации есть?
— В премии «Слово» мы впервые вычленили художественные переводы. Раньше была книга национальных авторов. Но, чтобы одновременно в равной доле, и в финансовом отношении тоже, я подчеркиваю, мы оценивали работу переводчика и работу автора – такого не было. Они в равных долях лауреата получают, это хороший признак. И для многонациональной России это очень знаково.
У нас есть номинации Мастер поэзии, Мастер прозы и Молодые голоса. Мы отделили писателей до 35 лет от маститых по уровню мастерства. Премия рассчитана на поиск новых имен. Мы ищем не раскрученные имена, мы ищем хорошие произведения.
— Как устроена кухня конкурса?
— Человек должен был лично прислать рукопись по указанному адресу. Компьютер фиксировал дату, время и личное согласие автора на обработку персональных данных.
Работали 30 экспертов, которые имеют имя в литературе. Мы выстроили рейтинг авторов, где баллы имеют десятые доли. Каждую рукопись читало 3-4 эксперта и по 10-бальной системе они выставляли свои оценки. Затем все это складывалось и получался результат. Когда объявили длинный список в 20 номинантов, мне было немножко обидно, потому что при таком количестве рукописей я бы хотел, чтобы были сотни авторов. С другой стороны, у нас есть и другие премии, и мы взяли на заметку тех, кто был рядом, но чуть-чуть не добрал баллов. Мы отметили, что эти авторы есть, и уже Союз писателей России будет сам предлагать таких авторов, чтобы они были замечены и вошли в наш литературный процесс.
Но самый несчастный в конкурсе и самый виноватый – это председатель жюри. Уже много звонков – почему я не попал, а я лучше. Но конкурс – это соревнование: кто-то пробегает стометровку за 7,2 сек, кто-то за 7,1, кто-то за 7, и тут важно литературное уважение. Очень много людей радуются за тех, кто попал в финал, поздравляют друг друга!
— Что за история, когда несколько известных писателей вышли из состава жюри?
— Когда мы создавали руководящие органы премии, мы хотели показать, что оценивать будут люди, имеющие имя в литературе. Мы предложили Александру Проханову, Захару Прилепину, Юрию Полякову, Олегу Рой. Это имена в литературе, авторитеты. Они согласились. Но через 2 – 3 дня они заявили, что выходят из жюри, потому что хотят участвовать и стать лауреатом Премии «Слово». И все четверо написали заявления о выходе. Мы все заявления приняли.
Но в этой ситуации один человек поступил наоборот. Дмитрий Артис отозвал свою рукопись, чтобы остаться членом экспертного совета и участвовать в оценке.
— Кого больше среди конкурсантов?
— Членов Союза писателей России больше. Я смотрю по именам, по узнаваемым фамилиям. Это Премия, которую учредил Союз писателей России и Российский книжный Союз. Это, как бы, наша Премия. Заявленная тематика и время – это наша тематика. А если некоторые Союзы боялись замараться участием в поддержке СВО, они и сюда не подают заявки. Эта премия имеет государственную, державную патриотическую направленность, а эта тема нашего Союза, поэтому, да, больше участников из Союза писателей России.
— Как изменится творческая жизнь финалистов и лауреатов? Что даст им Премия?
— Премия даст им чувство ответственности, потому что они Лауреаты национальной Премии. Мы не говорили, что это премия Союз писателей России. Мы всюду подчеркивали, что это Национальная литературная Премия, а они будут национальными литературными лидерами. И, конечно же, писать хуже они не смогут. Все-таки из 3000 выйти в Лауреаты могут люди, которые серьезно занимаются литературой. Это не случайные люди, которые вчера написали, а сегодня победили. Нет такого. Мы всех прекрасно знаем и отслеживаем, как они шли в литературу, как они работали в литературе и видим, что это состоявшиеся творческие люди.
— Недавно вас пригласили в Совет по культуре при Президенте, и это уже второй президентский Совет, в котором вы работаете, хотя, обычно, люди работают только в одном Совете. Как это случилось?
— Время вносит коррективы. Совет по культуре формировался из представителей самых патриотических организаций, которые не юлят, не прячутся, не переобуваются, которые на слуху сейчас. Я так понимаю, что сначала был выбран не Иванов, а Союз писателей России. Точно так же, как был выбран Союз кинематографистов, Союз театральных деятелей, Союз художников. Были выбраны организации, которые могли с честью и чистой совестью говорить о том, что волнует государство в данный момент. Были определены творческие союзы и организации. И затем уже, насколько я понимаю, в Совет были приглашены руководители этих творческих союзов. И наверное, возникли бы вопросы, если б был приглашен Союз писателей России, но не приглашен его председатель. Поэтому, я благодарен за приглашение. Нам есть, что сказать и что отстаивать, с одной стороны. А с другой стороны – люди, формировавшие Совет, наверное, просчитали эту ситуацию. Да, я работаю в президентском Совете по правам человека, но это не мешает мне высказывать свою позицию и там, и здесь. Ничего странного в этом нет и, дай Бог, чтобы не оказалось. Будем работать дальше.
— Можно ли сказать, что государство, медленно, но верно, поворачивается лицом к патриотическим, прогосударственным творческим союзам?
— В моем примере, наверное, да. А если в Совет при Президенте приглашают представителей Союза писателей России, а не других писательских союзов, которые образовались – коммерческого или другого плана, то мы рады, что наша работа замечена. Мы рады, что о нас вспомнили, потому что в какой-то момент, деятельность Союза совпала с деятельностью государства.
— Но ведь так и должно быть?
— Должно или не должно. В какой-то момент, возможно, и не должно быть. Государство должно прислушиваться к тому, что говорят писатели. А писатели обязаны формировать общественное мнение, на основании которого, государство, политики должны принимать решения. А здесь – самый трудный момент для государства – идёт СВО, это очень серьезно. А кто рядом? Рядом – Союз писателей России. Нам не надо ничего объяснять и говорить. У нас 15 членов СПР воюют, 8 членов СПР погибли, один член Правления пропал без вести, 3 члена СПР — Герои России за СВО! Кто еще чего скажет? Что еще надо доказывать? Только у нас на нашем здании висит баннер с буквой Z. Писатели России за Победу! Наши писатели остались со своей страной. Вместе со своим солдатом. Мы не прославляем войну, мы поклоняемся солдату на войне. Мы со своим солдатом там, в окопе, на точке «Ноль». И государство там.
— В таких условиях как влияет отсутствие идеологии?
— Самое подлое – это отсутствие политики. Это самая большая политика. Нейтрализовать, ничем не заниматься, ничем не интересоваться, забыть о своем прошлом. А в это время, тебе скажут и расскажут, какое оно гнусное было прошлое. Отсутствие политики – это самая большая и гнусная политика. Поэтому если человек, тем более, писатель, говорит, что я политики не касаюсь, то чего ты касаешься-то тогда! Себя любимого? Эти экивоки – хорошая возможность уйти от ответственности. Очень большой соблазн умыть руки и сидеть на 3-х стульях. Ненавижу понятия золотой середины. Сидит человек на 2х-3х стульях, и мне очень хочется все эти стулья раздвинуть. Чтобы он шмякнулся о пол и сказал, с кем он на данный момент. Куда ты идешь, из чьей чашки хлебаешь. Или ты с солдатом перловую кашу ешь, или тебе преподносят на блюдечке с голубой каёмочкой что-то, а ты – я не хочу знать… Всё ты знаешь, кто преподносит и что! Они оглядываются, куда они завтра поедут и что там с ними будет за рубежом.
— Какое взаимодействие у СПР с политуправлением Министерства обороны (МО)?
— Взаимодействие полное. У нас сейчас более плотные отношения с МО, чем с Минцифрой, к которому мы как бы приписаны. МО прекрасно понимает наш потенциал, видит, что мы делаем, доверяет нам. Меня ввели в состав худсовета при МО, который тоже рассматривает варианты нашего взаимодействия с частями на СВО. Я благодарен такому тесному взаимодействию и могу сказать, что впервые за все время существования Союза и МО у нас состоялся «писательский указ» Президента по представлению МО. Были поданы 10 писателей на награждение госнаградами — медалями ордена «За заслуги перед Отечеством», которые своими действиями, поездками в зону СВО, встречами с солдатами, способствовали поддержанию морального духа. И Президент России подписал ходатайство МО. Воюющее ведомство обратило внимание на общественную организацию и сказало спасибо. Указ вышел и 10 человек из нашего Союза были награждены. Поэтому, у нас, слава Богу, контакт полный.
— Что бы вы пожелали читателям журнала «Персона страны»?
— Само слово «Персона» ассоциируется с ответственностью. Журнал «Персона Страны» – это ответственность за достоверность фактов, за выбор людей, которые интересны обществу. Персона – это правый фланг первой шеренги. Это чувство сопричастности с тем, что происходит в стране, и чувство ответственности за это. Поэтому, желаю читателям не обмануться в ожиданиях поиска героев, которые должны быть на страницах этого журнала. А журналистам и самому изданию, конечно же, желаю новых тем, творческого задора, неуспокоенности, узнаваемости, не опускать планку той сопричастности с судьбой страны, которую вы подняли. Очень легко скатиться на желтизну. Очень легко «побежать, сбивая одуванчики», говоря об этом, об этом, об этом. «Персона Страны» и ее редакция – это глубина, объем, исследование, история и устремленность в будущее. «Персона» – это высшая журналистика, которая еще остается с советских времен, наработанная нами и нашими предшественниками, качество, уважение к литературному слову. Вот это чтобы всё осталось.