Информационно-психологические качели в отношениях России и США
Выборы президента США начались 5.10.2024, результаты стали очевидны к 7.10.2024. В ходе предвыборной кампании одним из ключевых обещаний Трампа было скорейшее урегулирование конфликта на Украине. Он часто говорил о том, что мог бы разрешить ситуацию за один день, если бы снова стал президентом США. Однако не уточнял, как именно. Он неоднократно подчёркивал, что в этом конфликте виноват уходящий президент США Джо Байден и его некомпетентность.
Вспомним, с какой риторикой Дональд Трамп входил в свой первый срок. Во время своей первой предвыборной гонки, в 2016 году, он так же придерживался слов о поддержке конструктивного диалога, нормализации отношений с Россией, а также личной положительной оценки деятельности Российского Президента. Обещания дипломатических и личных встреч между Россией и США виделись достаточно убедительными, чтобы направить поздравительную телеграмму Д. Трампу после его победы. В ней были выражены готовность и надежда на «совместную работу по выведению российско-американских отношений из кризисного состояния». Однако предложение о диалоге «на принципах равноправия, взаимного уважения и реального учета позиций друг друга», который бы отвечал «интересам народов наших стран и всего мирового сообщества», американской стороной воспринято не было. В ответ последовало прямое указание европейским лидерам усилить санкционное давление на Россию, которое было озвучено 27 ноября 2018 года официальным представителем Госдепартамента США Хизер Науэрт (Известия). К середине 2022 года количество санкций, введенных по отношению к России, достигло отметки выше 10 тыс.. Инфографика, предоставленная РБК, отлично иллюстрирует масштаб усилий США, прикладываемых в процессе экономического давления, относительно других стран.

Повторение – мать учения
Актуальная наступательная информационная операция, проведенная во время доинаугурационного периода – это модернизированное повторение прошлого сценария. Дональд Трамп придерживался той же избирательной стратегии, по крайней мере в той части, что была направлена на внешнюю аудиторию – как на массы, так и на лица, принимающие решения в контексте украинского конфликта. О конкретных шагах пока рано говорить, но вполне очевидным является его намерение повторить прошлый сценарий – не снижать, а, может, и увеличить реальное давление на Москву. Во время пресс-конференции по случаю инаугурации, отвечая на вопрос о сохранении санкций против Москвы до заключения соглашения по Украине, Д. Трамп напомнил, что после того, как использовал санкции против Ирана, тот «был разорен» и неспособен на какую-либо самостоятельность (РБК). Относительно России именно в санкционном натиске Трамп видит наиболее малозатратное и верное оружие.
Стоит разобраться, каким был период между однозначной победой и вступлением в должность нового Президента США. До 20 января 2025 года естественным образом создался режим неопределенной ответственности, он же – окно возможностей для информационных провокаций. На протяжении этого периода, пока Д. Трамп публично заявлял о решимости «закончить конфликт на Украине», действующая администрация продолжала делать шаги в рамках реализации вложенных инвестиций. На личностном уровне в рядах администрации очевидно стремление сохранить капитал/продолжить работу под другим статусом после выхода из правительства. Так, самым недавним действием по финансированию ВСУ можно считать выделение Украине пакета военной помощи в $500 млн (Newsweek). Ближе к инаугурации, экспрессивная риторика Трампа также сместила свой фокус обещаний «наведения порядка» на более эпатажную тему личной территориальной экспансии (вхождение Канады и Гренландии в состав США).
В то же время вербальные обещания Д. Трампа не совпадали с реальными возможностями американского законодательства. По Конституции, администрация, которая ещё не вступила в должность, не имеет права заниматься вопросами международного уровня. Второй аспект – наличие на данный момент сразу трёх «мирных стратегий» от членов администрации США.
Один из таких планов был предложен Китом Келлогом, бывшим генералом-лейтенантом и специальным посланником по урегулированию конфликта на Украине. Другой план был разработан Джеймсом Вэнсом, избранным вице-президентом. Третий план был предложен Ричардом Гренеллом, бывшим главой национальной разведки.
Все три плана предполагают прекращение огня в зоне соприкосновения сторон, отказ Украины от части территорий и отсрочку вступления страны в НАТО. Вероятно, Д. Трамп рассматривает эти схожие стратегии. Однако, ни один из планов пока не был принят как итоговый. 7 декабря 2024 года по случаю открытия собора Парижской Богоматери Трамп встретился с Эммануэлем Макроном и Владимиром Зеленским в Париже. Встреча продлилась не больше часа, план урегулирования не обсуждался, Трампом было декларировано лишь желание прекращения огня; Зеленским – желание гарантий безопасности, вероятно, в том числе и личных, на его условиях.

Перспективы и реальность
Сейчас, после инаугурации, в краткосрочной перспективе можно ожидать поддержания неопределенности касательно плана урегулирования и отсутствия конкретики в заявлениях Д. Трампа и его представителей. Неопределенность сохранит напряжение и нестабильность в процессе принятия решений. Кроме того, сопровождаемая действиями США по другим направлениям, она позволит увеличить склонность к принятию грядущих условий по этому конфликту, диктуемых США. Вероятно, будут обговариваться условия краткосрочного прекращения огня. Уже обозначено намерение организовать разговор лидеров России и США (ТАСС). Однако отметим, что это лишь слова и пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков заявил, что подготовка телефонного разговора не ведется.
В долгосрочной перспективе можно ожидать перекладывания финансового бремени на европейские государства с целью создания международной ситуации, схожей с началом ХХ века. Крайне важно, как будут развиваться отношения между Трампом и Евросоюзом, а также с Китаем. Если Трамп продолжит свою агрессивную политику по отношению к ЕС и Китаю, как это очевидно из его действий, то в ЕС сохраняется возможность улучшения образа России и увеличения понимания важности отношений с Россией. Китай также может пересмотреть свою позицию в украинском конфликте.
Данную информационную операцию следует рассматривать согласно трем ключевым элементам – намерения оппонента, его возможности и реальные действия. Такой подход помогает понять и сделать выводы о стратегии противника в информационном поле.
Итак, намерение, с которым продвигается миф о диалоге США и России по вопросу Украины, очевидно. Оттягивая решение вопроса по времени, путем политических договоренностей, временно вывести конфликт на Украине из горячей фазы (для выполнения личных обещаний), сохраняя потенциал и инструменты управления на местах, созданные к этому моменту (для возможности возобновления эскалации).
При этом, США явно ощущают возможность полностью передать непосредственное курирование войны на Украине странам ЕС и НАТО, чтобы сконцентрировать внимание на других вопросах, принципиальных для политики Трампа. Именно в этом направлении и действует их президент, медийно отдаляясь от европейских лидеров, оставляя им оболочку «основного противника» и позволяя ведущим российским СМИ тиражировать эту новую картинку реальности.
Тем не менее, перечисление фактических действий Трампа, свободное от описательного компонента, расставляет все точки над «i»:
- Предвыборные заявления Трампа о том, что он закончит конфликт на Украине за несколько дней.
- Встречи с европейскими лидерами в период до инаугурации, встречи и звонки В. Зеленскому.
- Усиление давления на Россию финальным пакетом санкций от администрации Байдена и переключение на систему тарифов от Трампа, а также выделение последнего пакета финансовой помощи Украине прошлой администрацией.
- Усиление давления на Европу с помощью вопроса Гренландии.
Отслеживание и оценка действий в рамках информационной операции
Почему отношение США к России все-таки однозначно и безнадежно холодно? Потому что их заявления и действия на самом деле не противоречат друг другу, а наоборот дополняют. Предусматривая, что действия могут быть вербальными и невербальными, а также иметь разное назначение, но за счет этого не мешать друг другу, а поддерживать, мы выделяем три группы действий:
— пропагандистские, направленные на распространение какого-либо убеждения, образа;
— демонстрационные, призванные показать определенной целевой аудитории непосредственное намерение что-то сделать, либо начало этого процесса;
— обеспечивающее – действие, дающее ресурс (временной, финансовый, властный, военный и т.д.) для реализации решений, принятых за закрытыми дверьми.
С помощью такой классификации можно проанализировать ключевые действия в рамках этой информационной операции (см. Таблицу 1)
Дата | Источник | Действие | (не) вербальное | Пропагандистское/ демонстрационное/ обеспечивающее |
20.09.2024 | CNN | Трамп, Маск и Зеленский обсудили намерение США не отказываться от диалога с Украиной | вербальное | демонстрационное |
16.11.2024 | CNN | Зеленский отметил скорость разрешения конфликта как основную характеристику | вербальное | пропагандистское |
19.11.2024 | Gallup Institute | Опросы, распространяемые The Economist: 52% украинцев теперь выступают за скорейшее прекращение противостояния. Это значительно больше, чем 27% год назад. | вербальное | пропагандистское |
17.12.2024 | Reuters | Кит Келлогг, новый спецпредставитель Д. Трампа на Украине собирается посетить Киев и несколько других европейских столиц в начале января. | вербальное | демонстрационное |
07.01.2025 | Reuters | Поездки были отменены, перенесены на неопределенный срок после инаугурации | вербальное | обеспечивающее |
9.01.2025 | CNN | Последний транш военной помощи Украине от админ. Байдена: около 500 млн долларов, включающих ракеты для противовоздушной обороны, боеприпасы класса «воздух-земля» и оборудование для использования истребителей F-16 | невербальное | обеспечивающее |
09.01.2025 | ТАСС | Д. Песков: В. Путин будет готов к связи, если Д. Трамп сохранит свои намерения после инаугурации | вербальное | демонстрационное |
10.01.2025 | Financial Times | Д. Трамп поменял дедлайн на несколько месяцев, что европейские партнеры восприняли как знак, что его администрация не откажется от немедленной поддержки Киева. | вербальное | обеспечивающее |
Таблица 1. Действия ключевых акторов в рамках информационной операции в конце 2024 и начале 2025 года.
Выводы
Таким образом, анализируя информацию из открытых источников по вопросу мирных инициатив Трампа по украинскому конфликту, можно однозначно выявить следующие характеристики:
— Она имеет высокую степень релевантности, и партинентности;
— Она сохраняет публицистичность и не подкрепляется формальными документами;
— Она имеет высокий коэффициент информационного шума и низкую точность;
— Смысловое соответствие ситуации формируется искусственно за счет мифа (в научном смысле) о фигуре Трампа и США. На деле, нарратив «мирный план» — пустой и продвигается исключительно за счет личного бренда.
На основании данных признаков мы можем сделать вывод о том, что это действительно является информационной операцией, направленной на дезориентацию лидеров стран, вовлеченных в конфликт на Украине и формирования наиболее выгодной позиции для США как страны, претендующей на сохранение глобального лидерства, в контексте перераспределения сил в мире. От Российской Федерации США ожидают большей расположенности за счет иллюзии «равных позиций» и создания обстановки «разговора двух сильнейших лидеров». Однако нельзя вестись на такую трактовку ситуации, т.к. позиции не являются равными: интересы национальной безопасности Российской Федерации ни в коем случае не должны восприниматься как равные интересам экономической мировой гегемонии США, тем более с российской стороны.
Автор:
Ксения Курганская,
Молодежный центр противодействия информационным угрозам