Бескрайнее небо Героя России Николая Гаврилова

Автор:

Николай Федорович ГАВРИЛОВ — Герой Российской Федерации, генерал-лейтенант, заслуженный военный летчик Российской Федерации, почетный полярник России, почетный гражданин Чувашской Республики, Председатель Редакторского Совета проекта «Достояние Республики», обладатель почетного звания «Достояние Республики», почетный житель города Чебоксары, Председатель Общественного совета города Чебоксары, почетный гражданин Канашского, Ядринского, Мариинско-Посадского районов Чувашской Республики, член Общественного Совета при Росавиации, Президент Ассоциации вертолетной индустрии России.

Мне посчастливилось познакомиться с Николаем Федоровичем Гавриловым много лет назад, и сейчас, я считаю за честь называть другом этого уникального человека, лучшего пилота страны, Героя с большой буквы, в прямом и переносном смысле этого слова. Человек с интересной судьбой, сделавший так много для своего Отечества, герой нашего времени, летчик от Бога, при всех своих достижениях остается скромным, предпочитающим поступки словам.

До Южной Америки оставалось лететь меньше получаса. Скорость держалась на отметке 200 километров в час — и вдруг стала 20. Время полета автоматически должно было увеличиться до шести часов. Так, как вертолет находился в воздухе уже 7 часов, топлива оставалось очень мало. Вернуться в Антарктиду экипаж не мог. Долететь до континента с такой скоростью тоже было нереально. Фактически экипаж был обречен…

Именно его поступок, интуиция и высочайшее мастерство позволили тогда над океаном, на последнем этапе памятного полета к Южному полюсу, переломить ситуацию, грозившую гибелью. Как вспоминает Николай Федорович, мысленно он уже прощался со всеми. Даже представлял, как они погибнут: из-за нехватки топлива отключатся двигатели, экипаж вынужден будет перейти в режим авторотации и затем со скоростью 10 метров в секунду вертолет упадет в океан… Чтобы успеть попрощаться с ребятами, Гаврилов стал набирать высоту, и… с каждым километром вверх ветер становился все меньше и меньше. На высоте 5000 метров он стал попутным, и вертолет смог долететь до Южной Америки. Когда приземлились на аэродроме в Чили, Гаврилов вышел из вертолета и поцеловал его. Так его любовь к Ми-8 получила широкую огласку.

А началась эта любовь еще в юности, в годы учебы в Сызранском высшем военном авиационном училище летчиков. Тогда он узнал и полюбил эти мощные, винтокрылые машины. В 1979 году он окончил училище с отличием и стал пилотом вертолета, хотя в детстве мечтал стать летчиком-истребителем. 

В 1979-1987 годах участвовал в боевых действиях в Афганистане. В составе вертолетной авиации Краснознаменного Восточного пограничного округа Пограничных войск КГБ СССР совершил более 3000 боевых вылетов на вертолетах Ми-8, Ми-24, Ми-26 в должности командира экипажа, командира

звена, и стал самым молодым командиром эскадрильи вертолетов.

Николай Федорович привык быть лучшим в своем деле и делать всё, за что берется, на отлично. В 1990 году окончил с отличием Военно-воздушную академию имени Ю.А Гагарина. А после окончания академии его направили служить в Среднеазиатский пограничный округ в должности заместителя командира вертолетного полка. Совершая боевые вылеты, Гаврилов, как и любой летчик, анализировал, искал и открывал что-то новое. Благодаря одному из таких открытий Николая Федоровича, главным конструктором Московского вертолетного завода Марком Владимировичем Вайнбергом было написано дополнение в инструкцию экипажей вертолетов всех модификаций МИ-8. С 1992 по 1999 год Николай Федорович был научным сотрудником, старшим летчиком-испытателем Научно-исследовательского испытательного технического центра Федеральной пограничной службы Российской Федерации. Одной из заслуг Гаврилова стало оснащение пилотов очками ночного видения.

О заслугах Николая Федоровича написано немало статей, сняты фильмы, но мне хочется в этой статье выразить свое субъективное мнение. Меня удивляет, например, как ему удается при своей занятости вести активный образ жизни и поддерживать себя в спортивной форме. У него всегда много планов и проектов, как будто он дал обещание Богу, что будет служить, работать и двигаться вперед только во благо своему Отечеству. При всех своих регалиях этот человек поражает своей скромностью и человечностью, он не разделяет людей по сословиям и социальному положению, обладая (на мой взгляд, в наше время, это немаловажное качество) умением сопереживать и поддержать. Помню случай, когда на 9 мая я приехала поздравить его и привезла подарок, сделанный своими руками – большую звезду с атрибутами военной тематики, где по центру стояла статуя «Родина-мать» охраняемая военными танками и боевыми машинами. Эмоции Николая Федоровича были неподдельны, в одно мгновение я уловила целую гамму чувств: восторг, удивление, а потом грусть, воспоминания и горечь от потери боевых товарищей. В этот момент я поняла, что живая легенда российской авиации – сын своей Родины, патриот, который искренне гордится своей страной, ее историей. Помню слова Николая Федоровича, сказанные мне тогда: «Тамира, ты в моем лице поздравила всех моих друзей, боевых товарищей с великим праздником!».

Гаврилов для меня, – пример мужественности и отваги, блестящий образ настоящего российского офицера. Благодаря таким людям мы со своими детьми живем в спокойной, мирной обстановке.

После распада СССР авиационный отряд, подконтрольный КГБ, был передан в подчинение Пограничной федеральной службе, и такая проблема, как международный терроризм, привела к тесному сотрудничеству военной авиации со спецслужбами «Альфа» и «Вымпел». Террористические акты проходили по всей стране, необходимо было доставлять спецгруппы в короткое время в нужное место. Тогда Владимир Егорович Проничев, первый заместитель директора ФСБ, и пригласил Николая Федоровича, чтобы он развивал авиацию ФСБ. Таким образом, в 1999 году тогда еще полковник Гаврилов создал новую структуру в силовом ведомстве, а через два года, в 2001 году, он выполнил задание, за которое получил Золотую звезду Героя России.

В конце 20-го – начале 21-го века весь мир столкнулся с новым вызовом – международным терроризмом. Теракты совершались повсюду: в России и других странах, взрывали метро, жилые дома, самолеты. Всем этим руководил штаб главного террориста начала нашего столетия Усамы Бен Ладена. Его местоположение постоянно менялось, но вот в сентябре 2001 года стало известно, что он с группой высокопоставленных руководителей  террористических организаций находится в убежище в одном из горных массивов. Была поставлена задача нанести удар по штабу террористов. В определенное время операция была проведена без потерь с нашей стороны, с непоправимым ущербом для противника. Ее детали остаются под грифом «секретно» по сей день, даже спецслужбы других стран признали данную операцию как одну из самых эффективных в истории.

На счету Николая Федоровича немало уникальных экспедиций. Одной из таких является посадка вертолета Ми-8 на вершине Эльбруса, высочайшего горного пика Европы. Случилось это 7 января 2008 года. Генерал армии Владимир Егорович Проничев, хорошо зная опыт использования наших
вертолетов в Афганистане, организовал спецкомандировку на вершину Эльбруса, в которой принял участие руководитель контртеррористической операции, координатор силовых структур, директор Федеральной службы безопасности России Николай Платонович Патрушев. В прессе тогда писали, что на территории Кабардино-Балкарии проведены учения по ликвидации в горах бандформирований.

И наконец, о достижении генерал-лейтенанта Гаврилова, от которого захватывает дух. Гаврилов на вертолете добрался до обоих полюсов Земли. Россия у всего мира ассоциируется с черной икрой и автоматом Калашникова. Теперь в этот ряд можно поставить и вертолет Ми-8. Он выпускается с 1961 года, и был момент, когда его хотели снять с производства. Но после того, как Николаю Федоровичу удалось перелететь через пролив Дрейка и показать всему миру, что наш Ми-8 способен совершить межконтинентальный полет из Южной Америки в Антарктиду, долететь до Южного полюса и благополучно вернуться обратно, наши авиационные специалисты и стратеги приняли решение о дальнейшем развитии проекта Ми-8.

Могу сказать с уверенностью, для меня Николай Федорович – образец для подражания, герой, на которого надо равняться молодому поколению. Кстати, на его родине, в селе Янгличи Канашского района Чувашии, есть школа его имени, где ему всегда рады. Николай Федорович с удовольствием встречается с ребятами, которым рассказывает о профессии летчика, о вертолетах, о людях, выполняющих свой воинский долг на службе России. Одной из своих миссий он считает воспитание истинных патриотов своей страны. И поэтому, уйдя в запас с военной службы, генерал-лейтенант Гаврилов продолжает активную, общественную жизнь. По его инициативе в Чувашии проводятся ежегодно всероссийские турниры по вольной борьбе, в которых лучшие борцы демонстрируют свое мастерство. Эти турниры привлекают молодежь и стимулируют вести здоровый образ жизни. Там же на своей родине в Чувашии генерал-лейтенант Гаврилов устанавливает памятники из списанных вертолетов и самолетов, увековечивая память летчиков, которые погибли при защите Родины.

Это всего лишь малая часть жизненного пути человека, девиз которого: «Любить свою Родину, уважать свой народ, знать его историю и быть лучшим в своем деле – это принципы навсегда».

Тамира Ханнанова 

Комментарии закрыты