Валуев Владимир Прокофьевич
Адмирал, видный советский/российский военачальник.
Командующий дважды Краснознаменным Балтийским флотом России в 2001-2006 г. г.
В настоящее время — президент межрегиональной общественной организации «Союз ветеранов ВМФ», председатель региональной общественной организации «Землячество калининградцев», глава Адмиральского совета возводимого в Москве духовно-исторического Комплекса в честь святого праведного воина адмирала Федора Ушакова.
Адмирал Валуев дал эксклюзивное интервью журналу «Персона Страны»
— Товарищ адмирал, наша беседа проходит в канун 2025 года, что является хорошим поводом поговорить о достижениях нашего флота: успешной реализации кораблестроительной программы, внедрении новых образцов вооружения и многом другом из того же ряда. Конечно же, с учетом применения сил и средств ВМФ в ходе специальной военной операции на Украине. С чего бы Вы начали?..
— Как недавно отметил Владимир Владимирович Путин, по итогам 2024 года военно-морским силам страны должно быть передано более 40 кораблей и судов. «На этом направлении многое сделано: наш флот пополняется новыми кораблями, оснащается современными видами оружия, ведется ремонт и глубокая модернизация техники», – подчеркнул президент России.
Важные ориентиры для развития флота определила Морская коллегия России, прошедшая в декабре под руководством ее главы, помощника президента России Н.П.Патрушева. Наши корабли по своим характеристикам должны превосходить аналогичные корабли вероятного противника, необходимо обеспечить сбалансированное развитие ВМФ, повышение его боевых и оперативных возможностей, наращивание боевого потенциала.
Наращиванию боевого потенциала флота способствовали, в частности, прошедшие в сентябре этого года крупнейшие за 30 лет стратегические учения «Океан-2024». В маневрах были задействовано 90 тысяч человек личного состава, более 400 надводных кораблей и подводных лодок, более 120 самолетов и вертолетов ВМФ и ВКС, около 7000 единиц вооружения, военной и специальной техники, а также корабли и авиация Китая. Наблюдателями стали представители 15 государств.
Таким образом, главным итогом уходящего года можно с полным основанием назвать то, что российский Военно-Морской Флот и вся отрасль военного кораблестроения находятся на подъеме.
Вместе с тем, не является секретом, что с началом СВО отечественный флот столкнулся с проблемами и угрозами, к которым он был готов не в полной мере. Мощнейшие современные российские корабли с ракетным вооружением оказались уязвимы перед атаками морских и воздушных беспилотников. Справедливости ради стоит отметить, что к этому оказался не готов и самый мощный в мире американский флот, авианосцы и крейсера которого совершенно безнаказанно атаковали йеменские хуситы в Красном море. Понятно, что все это будет приводить к такой же кардинальной смене парадигмы управления флотом, строительства и вооружения кораблей, как это произошло в войсках на «земле» в условиях массового применения противником различных БПЛА.
— Сделаны ли, на Ваш взгляд, необходимые выводы из этой проблемы?.. Что еще можно и нужно предпринять, имея в виду «дроновую» опасность?
— Разумеется, выводы сделаны и продолжают делаться. ВМФ России начал осваивать новую программу боевой подготовки – по противороботовой защите. Программа предусматривает обучение экипажей борьбе с безэкипажными катерами и БПЛА противника. Для уничтожения беспилотников на корабли устанавливается дополнительное вооружение – крупнокалиберные пулеметы и малокалиберные артустановки, противодроновые и помповые ружья, тепловизоры, приборы ночного видения и другое специальное оборудование. Казалось бы, очень простые, даже примитивные меры, но они достаточно эффективны. Помню случай из своей командирской практики, когда на учениях матрос смог из ПЗРК «Игла» поразить в воздухе летящий артиллерийский снаряд. А скорость дрона в десятки раз меньше скорости снаряда, и потому при соответствующей вооруженности каждого корабля и хорошей тренированности личного состава дроны перестанут быть ночным кошмаром (ночным – потому что действуют преимущественно в темное время суток).
Есть в свободном доступе информация о том, что на российские разведывательные корабли добавят боевые управляемые модули, которые будут бороться с надводными беспилотниками. Они управляются дистанционно и оснащаются пулеметами крупного калибра.
В последнее время входит в обращение определение «дронизация вооруженных сил». И не так давно Министерство обороны РФ сообщало, что объемы поставок беспилотников в армию выросли в 16 раз по сравнению с началом СВО. Но это касается воздушных дронов, с морскими дело обстоит несколько хуже. Обнадеживает то, что Кингисепсский машиностроительный завод уже начал производство российских надводных дронов – рабочее название «Одуванчик», которые представляют собой платформу для решения различных боевых задач. В том числе – задач противодроновой борьбы. Необходимо всячески ускорять постановку на вооружение этой и подобных ей разработок отечественной промышленности.
— Вы коснулись проблем ВМФ, проявившихся в ходе специальной военной операции, показали пути их решения. А если «увеличить оптику», посмотреть на весь Военно-Морской Флот страны: остался ли он океанским, каким был при Советском Союзе?..
— Российский Военно-Морской Флот, наряду с военно-морскими силами США и Китая, по-прежнему является одним из самых сильных и многочисленных флотов мира, если говорить о корабельном составе. Как известно, до 40 процентов ядерного потенциала нашей страны приходится на ВМФ, а именно – на ракетные подводные крейсеры стратегического назначения.
В прошлом году Всемирный справочник современных военных кораблей (WDMMW) опубликовал рейтинг самых мощных военно-морских сил мира, охватывающий 36 стран. В рейтинге учитывается количество боевых кораблей наряду с такими факторами, как возраст флота, его материально-техническое обеспечение, а также возможности нападения и обороны. На основании этих показателей выводится так называемый «рейтинг истинной ценности» каждого флота, позволяющий сравнивать их друг с другом. При всей условности такого рейтингования, он достаточно интересен и объективен. Так вот, рейтинг ВМФ России, занимающего третье место, составляет 242,3 балла. Для сравнения, рейтинги военно-морских сил Китая и США составляют 318,9 и 323,9 баллов соответственно. Нас сильно подводит почтенный, мягко говоря, средний возраст кораблей – 30 лет. К примеру, у Китая он намного меньше – около 14 лет, у США этот показатель составляет чуть более 23 лет. Но реально темпы обновления нашего флота растут из года в год.
Все наши новые фрегаты и корветы вооружаются первыми в мире гиперзвуковыми ракетами «Циркон». Для использования «Цирконов» подходят и пусковые установки кораблей меньшего класса – к примеру, малых ракетных кораблей. После 2025 года, как сообщалось в печати, эти ракеты будут устанавливаться и на подводные лодки. Основные характеристики ракеты, по понятным причинам, засекречены, но известна ее рекордная скорость – более 10 тысяч километров в час, что делает ракету практически неуязвимой для средств поражения противника. Полагаю, одна только эта ракета в результате массового оснащения ею боевых кораблей существенно поднимет «рейтинг истинной ценности» российского ВМФ.
Таким образом, новые боевые единицы флота активно вытесняют старые физически и устаревшие морально корабли, демонстрируя стране и миру более молодой и сильный отечественный Военно-Морской Флот.
Что касается того, по-прежнему ли является наш флот океанским, то ответ на этот вопрос дает новая редакция Морской доктрины Российской Федерации, утвержденная президентом страны в июле 2022 года. «Приоритетными направлениями судостроительного комплекса Российской Федерации, — гласит доктрина, — являются … обеспечение возможностей судостроительного комплекса Российской Федерации по строительству крупнотоннажных судов, в том числе современных авианесущих кораблей для Военно-Морского Флота». Как мы все хорошо понимаем, авианосцы не нужны для защиты морского побережья страны, для этого есть корабли других типов и классов.
— Так или иначе, мы заговорили о перспективах российского Военно-Морского Флота. Какие сегодняшние тенденции, с Вашей точки зрения, будут определять облик флота завтра?
— Таких тенденций довольно много, назову лишь две из них. И на первое место поставлю уже отчетливо определившийся курс ведущих флотов мира, а значит и нашего, на создание безэкипажных боевых систем.
О разработке безэкипажных боевых систем в интересах российского ВМФ в открытой печати сообщается мало – разве что о безэкипажных катерах «Одуванчик» и уникальном автономном подводном аппарате «Посейдон». Точные характеристики «Посейдона» неизвестны, но предполагается, что он может иметь скорость до 100 узлов, глубину хода до 1 километра и неограниченную дальность плавания, поскольку оснащен ядерным реактором. «Посейдон» несет ядерную боевую часть мегатонного класса и предназначен для уничтожения крупных береговых объектов или даже для инициирования цунами у побережья противника.
Вторая тенденция, тесно связанная с первой, — стремительное развитие искусственного интеллекта в военно-морских интересах. И создание, функционирование безэкипажных боевых систем, о которых мы только что говорили, возможны только с использованием искусственного интеллекта (ИИ). Массовое внедрение боевых безэкипажных платформ, использующих ИИ, – а такова реальность уже ближайшего будущего – повлечет за собой радикальное изменение характера морской войны, морской стратегии и тактики.
Яркой и убедительной иллюстрацией наших достижений в области военно-морского ИИ является широко освещавшийся в отечественной и зарубежной прессе проект первой в мире российской атомной подводной лодки пятого поколения «Лайка», которая будет оснащена единой интегрированной системой боевого управления с искусственным интеллектом. Не имеющий аналогов в мире автономный беспилотный подводный аппарат «Посейдон», управляемый исключительно искусственным интеллектом, нами уже упоминался. Корабли ВМФ получают системы связи с ИИ, способные самостоятельно организовывать процессы передачи информации. При проведении военно-морских учений воздушные, наземные и морские силы объединяются — с помощью ИИ — в единый информационный контур. Летчики морской авиации обучаются на тренажерных комплексах, основанных на технологиях искусственного интеллекта…
Примеры высокотехнологичных, высокоинтеллектуальных изменений в российском ВМФ можно было бы множить и множить, но, думаю, и сказанного достаточно для того, чтобы убедиться: именно настоящее – стапеля будущего для ВФМ. Флот будет ровно таким, каким мы его сегодня закладываем. А закладываем основательно, на совесть.
— Спасибо за беседу, товарищ адмирал.
Беседу провел капитан 1 ранга запаса
Петр Ищенко,
военный журналист